Версия для слабовидящих

53.02.03. «Инструментальное исполнительство». Специализация – "Оркестровые струнные инструменты" (скрипка, альт, виолончель, контрабас)

Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно);
в) музыкальная грамота (устно).

Исполнение сольной программы
Примерная программа

Скрипка (альт):
1. Гаммы (3 октавы), арпеджио и двойные ноты  (терции, сексты, октавы).
2. Два этюда на разные виды техники (Р. Крейцер, Ф. Мазас, Ш. Берио)
3.Классический концерт (I или II-III части) или вариации (Дж. Виотти, Л. Шпор, Р.Крейцер, Ш. Берио)
4. Две разнохарактерные пьесы (П. Фиокко, «Аллегро»; А. Александров, «Ария»).

Виолончель:
1. Гаммы (3 октавы), арпеджио и двойные ноты  (терции, сексты, октавы).
2. Два этюда на разные виды техники (А.Нальк, Н.Грюцмахер)
3. Две разнохарактерные пьесы: И.С. Бах, Ариозо; Н.Рубинштейн, Мелодия; А.Айвазян, Концертный этюд.
4. Классический концерт (I или II-III части) или 2 части сонаты (Г.Эккльс, А.Корелли, И.Х.Бах, Т.Гольтерман).

Контрабас:
1. Гаммы (3 октавы), арпеджио и двойные ноты  (терции, сексты, октавы).
2. Два этюда на разные виды техники (А.Милушкин, Л.Раков, И.Грабе)
3. Две разнохарактерные пьесы: И.С. Бах, Ариозо; К.Диттерсдорф, Немецкий танец; К.Сен-Санс, Слон; А.Корелли, Адажио; П.Чайковский, Грустная песня.
4. Классический концерт (I или II-III части) или 2 части сонаты: Б.Марчелло, Соната e-moll; И.Галлиар, Соната a-moll.

Сольфеджио
Вступительные испытания по сольфеджио проводятся в письменной и устной форме. Уровень требований соответствует Программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и вечерних школ общего музыкального образования.
Письменная работа предполагает запись одноголосного диктанта в течение 25 минут в объеме 8-12 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложными примерами внутритонального и модуляционного хроматизма, в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз через каждые 2 минуты; 5 минут дается на проверку. Ритмические трудности в диктанте: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, группы с шестнадцатыми длительностями.

Устный экзамен по сольфеджио включает в себя следующие задания:
— пение мажорных и минорных ладов (трех видов) в тональностях до семи знаков в ключе;
— пение с листа мелодии в тональностях до семи знаков в ключе с введением хроматизмов в объеме периода (А. Рубец, Одноголосное сольфеджио, №№95,111);
— пение простых интервалов от звуков вверх и вниз;
— пение интервалов в ладу с разрешением, включая характерные интервалы;
— пение главных трезвучий лада с обращениями, D7, ум.VII7 c обращениями и разрешением в гармонических оборотах и последовательностях (78 аккордов);
— пение трезвучий (мажорного и минорного) от звука с обращениями, пение увеличенного и уменьшенного трезвучия (без обращений);
— пение хроматической гаммы в тональностях до трех знаков в ключе;
— повторение голосом или на фортепиано мелодического отрывка с включением хроматических ступеней.
Слуховой анализ включает в себя определение:
— тональностей от звука «ля»;
— ладов мажорного и минорного наклонения (трех видов), хроматической гаммы, ладов народной музыки;
— интервалов;
— разрешение характерных интервалов;
— определение четырех видов трезвучий;
— определение оборотов с включением главных трезвучий лада и септаккордов V и  VII ступеней, например: T-S6-VII7-D6/5-T-D4/3-T6-S-T6.

Музыкальная грамота
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной и письменной форме. Абитуриентам предлагается дать устный ответ по следующим темам:
— Кварто-квинтовый круг тональностей;
— Мажорный и минорный лад;
— Лады народной музыки:
— Хроматизм. Альтерация;
— Модуляция. Тональности первой степени родства;
— Главные трезвучия лада;
— Доминантсептаккорд и его обращения;
— Вводные септаккорды;
— Метр, ритм, размеры;
— Интервалы;
– Музыкальные термины;
— Нотная запись музыки.

Также абитуриенту предлагаются письменные задания по музыкальной грамоте и игра на фортепиано упражнений, связанных с исполнением элементов музыкального языка: построение и игра различных видов ладов, интервалов, аккордов, гармонических оборотов, группировка длительностей в такте и т. д.
Также поступающему может быть предложен анализ небольшого фрагмента музыкального произведения с целью характеристики средств музыкального языка (характер, образ, форма, метроритмические особенности, лад, тональность, строение мелодии, аккорды, гармонические обороты и т. д.)