Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно).
Исполнение сольной программы
Примерная программа
Флейта:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: Э.Келлер, Н.Платонов, В.Попп, Ю.Должиков.
3.К.Ф.Э.Бах, Рондо; Ф.Госсек, Тамбурин; Ф.Мендельсон, Песня без слов; В.А.Моцарт, Менуэт, Анданте; А.Алябьев, Соловей; Ж.Бизе, Менуэт; Н.Раков, Три пьесы, Сонатина
Гобой:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: И.Пушечников, Н.Назаров, Т.Ниман.
3.И.С.Бах, Менуэт; К.Глюк, Ария, Веселый танец; Ж.Люлли, Менуэт; С.Майкапар, Вальс, Ариетта; Ф.Шуберт, Лендлер; Ф.Мендельсон, Песня, Юмореска; П.Чайковский, Старинная французская песенка; Р.Шуман, Маленький романс.
Кларнет:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2. Этюды из сборников: С.Розанов, В.Гетман, Р.Гофман, А.Штарк, Г.Клозе.
3.В.А. Моцарт, Деревенский танец, Сонатина; К. Вебер, Хор охотников из оп. «Волшебный стрелок»; Б.Барток, Вечер в деревне; Д. Шостакович, Галоп; Д. Кабалевский, Клоуны.
Труба:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: А.Иогансон, Ю.Усов, А.Ян-Борисов, Ч.Колин.
3.И.С.Бах, Менуэт, Пьеса; И.Брамс, Колыбельная; А.Гедике, Русская песня; А.Диабелли, Анданте; В.Калинников, Тень-тень, Журавель; Л.Сигал, Первые шаги, Напев; П.Чайковский, Зима проходит, Шарманщик поет; Ж.Арбан, Романс; Г.Форе, Мелодия.
Валторна:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: Ф.Шоллар, В.Солодуев, В.Полех, А.Янкелевич, Е.Крюковцев.
3.Ж.Б.Люлли, Менуэт; В.А.Моцарт, Аллегретто, Веселый май; Л.Бетховен, Походная песня; Р.Шуман, Веселый крестьянин, Смелый наездник; П.Чайковский, Старинная французская песенка; П.Мартини, Гавот.
Тромбон:
1. Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: С.Баласанян, В.Блажевич, М.Зейналов.
3.И.С.Бах, Ариозо, Анданте; Б.Барток, Песня; Л.Бетховен, Сурок, Ларго; Й.Гайдн, Песня; Г.Гендель, Сарабанда; В.А.Моцарт, Ария.
Туба:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: А.Лебедев, В.Блажевич, В.Хозза.
3.Л.Бетховен, Анданте; Й.Гайдн, Менуэт; К.Глюк, Гавот; А.Гедике, Танец; Э.Поцццоли, Грустная минута; Р.Шуман, Смелый наездник; Б.Барток, Танец.
Саксофон:
1.Гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: М. Шапошникова, А. Ривчун, Л.Нихауз.
3.Г. Гендель, Сонатина; М. Готлиб, Концерт; Ф.Шуберт, Серенада; Д. Смирнов, Канон – Бурлеска.
Ударные инструменты:
1.Гаммы в тональностях до трех знаков в ключе.
2.Этюды из сборников: Ю. Кузьмин, К.Купинский, Н.Мултанова.
3.И.С.Бах, Весна; Ж.Б.Люлли, Гавот; Л.Бетховен, Менуэт; М.Глинка, Полька, Простодушие; Д.Кабалевский, Ежик; Б.Барток, Пьеса; З.Кодай, Детский танец №3;
Сольфеджио
Вступительное испытание по сольфеджио для учащихся ОДИ проводится в письменной и устной форме.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в различных видах мажора и минора, с включением отдельных альтерированных ступеней и форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Устные задания
1.Спеть мажорные и минорные (натуральные, гармонические) гаммы до четырех знаков в ключе.
2.Спеть с листа незнакомую мелодию в тональностях с одним знаком в ключе.
3.Спеть от данного звука вверх чистые, малые и большие интервалы, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, D7 и его обращения.
4.Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, D7 и его обращения.
5.Определить на слух отдельные интервалы (в пределах октавы), мажорные и минорные трезвучия, D7 и его обращения (для абитуриентов, обладающих большим объемом знаний), лады (натуральный мажор и три вида минора).
Для абитуриентов без начальной музыкальной подготовки предусмотрена проверка музыкальных данных:
- определение на слух и повторение голосом звука и созвучия (сверху вниз или снизу вверх);
- простучать или прохлопать заданный ритм, определить ритм знакомой песни;
- повторить голосом, пропеть и прохлопать мелодию после трех проигрываний (в пределах одного предложения).
Для проверки вокальных данных нужно спеть две разнохарактерные песни (на любом языке).