Версия для слабовидящих

53.02.03. «Инструментальное исполнительство». Специализация «Фортепиано»

Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:

а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно);
в) музыкальная грамота (устно).

В исполнение сольной программы включаются следующие технические требования:

1. Гаммы в 24-х тональностях по хроматизму;
2. В тональности A-dur: гаммы в октаву, терцию, сексту, дециму; репетициями, терциями, октавами; арпеджио короткие, ломаные, длинные, комбинированные, доминантсептаккорд; аккорды четырехзвучные.

Требования на консультациях:

1. Чтение с листа.
2. Самостоятельный разбор новой пьесы, предложенной консультантом.
3. Коллоквиум по творчеству композиторов, произведения которых входят в программу абитуриента (годы жизни, сочинения, итальянские термины в произведениях).

Исполнение сольной программы

1. Два этюда на разные виды техники (в темпе по метроному)
2. Классическая соната (первая или вторая и третья части)
3. Синфония И.С. Баха (трехголосная инвенция)
4. Пьеса кантиленного плана

Примерная программа

I вариант

1. И.С. Бах, Синфония e-moll
2. Этюды: К. Черни, Искусство беглости пальцев, ор. 740
3. И. Гайдн, Соната C-dur, ч.I
4. Ф. Шопен, Ноктюрн cis-moll

II вариант

1. И.С. Бах, Инвенция или Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира»
2. Этюды: М. Клементи, Gradus ad Parnassum; М. Мошковский, Этюды, ор.72.
3. Л. Бетховен, Соната для фортепиано №1, ч.I; Л. Бетховен, Соната для фортепиано №5, ч.I.
4. Ф. Шопен, Ноктюрн ми-минор, ор.72, №1; С. Рахманинов, Мелодия; С. Рахманинов, Элегия.

Сольфеджио

Вступительные испытания по сольфеджио проводятся в письменной и устной форме. Уровень требований соответствует Программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и вечерних школ общего музыкального образования.
Письменная работа предполагает запись одноголосного диктанта в течение 25 минут в объеме 8-12 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложными примерами внутритонального и модуляционного хроматизма, в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз через каждые 2 минуты; 5 минут дается на проверку. Ритмические трудности в диктанте: простые виды синкоп, триоли, ноты с точкой, группы с шестнадцатыми длительностями.

Устный экзамен по сольфеджио включает в себя следующие задания:
— пение мажорных и минорных ладов (трех видов) в тональностях до семи знаков в ключе;
— пение с листа мелодии в тональностях до семи знаков в ключе с введением хроматизмов в объеме периода (А. Рубец, Одноголосное сольфеджио, №№95,111);
— пение простых интервалов от звуков вверх и вниз;
— пение интервалов в ладу с разрешением, включая характерные интервалы;
— пение главных трезвучий лада с обращениями, D7, ум.VII7 c обращениями и разрешением в гармонических оборотах и последовательностях (7-8 аккордов);
— пение трезвучий (мажорного и минорного) от звука с обращениями, пение увеличенного и уменьшенного трезвучия (без обращений);
— пение хроматической гаммы в тональностях до трех знаков в ключе;
— повторение голосом или на фортепиано мелодического отрывка с включением хроматических ступеней.

Слуховой анализ включает в себя определение:
— тональностей от звука «ля»;
— ладов мажорного и минорного наклонения (трех видов), хроматической гаммы, ладов народной музыки;
— интервалов;
— разрешение характерных интервалов;
— определение четырех видов трезвучий;
— определение оборотов с включением главных трезвучий лада и септаккордов V и VII ступеней, например: T-S6-VII7-D6/5-T-D4/3-T6-S-T6.

Музыкальная грамота

Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной и письменной форме. Абитуриентам предлагается дать устный ответ по следующим темам:
— Кварто-квинтовый круг тональностей;
— Мажорный и минорный лад;
— Лады народной музыки:
— Хроматизм. Альтерация;
— Модуляция. Тональности первой степени родства;
— Главные трезвучия лада;
— Доминантсептаккорд и его обращения;
— Вводные септаккорды;
— Метр, ритм, размеры;
— Интервалы;
— Музыкальные термины;
— Нотная запись музыки.

Также абитуриенту предлагаются письменные задания по музыкальной грамоте и игра на фортепиано упражнений, связанных с исполнением элементов музыкального языка: построение и игра различных видов ладов, интервалов, аккордов, гармонических оборотов, группировка длительностей в такте и т. д.
Также поступающему может быть предложен анализ небольшого фрагмента музыкального произведения с целью характеристики средств музыкального языка (характер, образ, форма, метроритмические особенности, лад, тональность, строение мелодии, аккорды, гармонические обороты и т. д.)