Вступительный профильный экзамен по специальности Теория музыки представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) сольфеджио (письменно, устно);
б) музыкальная грамота (письменно, устно);
в) музыкальная литература (устно);
г) фортепиано.
Сольфеджио
Вступительные испытания по сольфеджио включают следующие задания:
Одноголосный диктант с альтерированными ступенями, однотональный, с некоторыми ритмическими (триоли, синкопы, пунктир) и мелодическими трудностями.
— Устный ответ: построение и пение ладов, интервалов и аккордов с разрешениями; чтение с листа – одноголосный этюд, двухголосие (трудность 6-7 класс ДМШ).
— Слуховой анализ: лады (три вида мажора и минора, натуральные диатонические лады, пентатоника), интервалы (простые, характерные с разрешением), ступени мажора и минора, тональная последовательность аккордов (главные трезвучия лада, D7, II7, VII7 с обращениями и разрешением).
Примерное содержание билета по сольфеджио
1. Спеть: от а вверх м.6, вниз ч.4, вверх ум.VII7 с разрешением, фригийский лад, ум.7 с разрешением.
2. В гармоническом E-dur спеть ув.5 с разрешением, тритон от «ля», D6/5 c разрешением.
3. В тональности f-moll спеть аккордовую последовательность: t6 – II7 –D4/3 – t – S6/4–t.
4. Чтение с листа: одноголосие – Т. Калужская, Сольфеджио, 6 класс, № 8; двухголосие – К. Васильева, М. Гиндина, Двухголосное сольфеджио, №20, 134. (определить модуляцию).
5. Слуховой анализ: виды мажора и минора, лады народной музыки (ионийский, эолийский, лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский, мажорная и минорная пентатоника), ступени лада; простые интервалы, характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.4, ум.5, ув.5, ум.4); аккордовая последовательность типа: T – D6/5 – T – D4/3 – T6 – S – D2 – T6; определить тональности от звука ля.
Музыкальная грамота
Абитуриент должен знать теоретический материал учебника по музыкальной грамоте: музыкальные термины, их определения, структура интервалов, аккордов и правила их разрешения.
Примерный список вопросов для билетов по музыкальной грамоте для устного ответа и практического задания:
- Кварто-квинтовый круг тональностей;
- Виды мажора и минора;
- Хроматизм и альтерация;
- Музыкальные термины;
- Интервалы;
- Главные трезвучия лада;
- D7 и его обращения;
- Лад и тональность;
- Музыкальный синтаксис (период, предложение, фраза.)
- Натуральные диатонические лады;
- Тональности первой степени родства. Модуляция;
- Метр, ритм, темп, размеры, темповые обозначения;
- Нотное письмо;
- Энгармонизм;
- Характерные интервалы;
- Правила построения хроматической гаммы;
- Звук и его свойства;
- Мелизмы;
- Трезвучие и его обращения;
- Музыкальные термины и т. д.
Образец примерного практического задания по музыкальной грамоте
1. Сыграть на фортепиано следующие интервалы и аккорды: от f – б.6, ув.2, ув.5/3, маж 6/4, мин. 6, D7
2. Построить и сыграть последовательность аккордов в B-dur: T – ум.VII7 – D6/5 – T – T6 – S – II6/5 – T6/4 – D7 – T.
Музыкальная литература
Вступительные испытания по музыкальной литературе включают следующие формы опроса:
- Устный ответ (по билету);
- Аудиотест (викторина).
Абитуриент должен знать:
– Биографии и общую характеристику творчества зарубежных и русских композиторов XVII-XX вв.: И.С. Бах, Г.-Ф. Гендель, Глюк, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, М. Глинка, А. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян.
– Музыкальные произведения: опера «Иван Сусанин» М. Глинки, вокальный цикл Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха», Симфония №7 Д. Шостаковича, Симфония №7 С.Прокофьева, мазурки Ф. Шопена, Симфония №1 «Зимние грезы» П. Чайковского, Соната A-dur и Симфония №40 В. А. Моцарта, Симфония №5 Л. Бетховена и т. д. (в пределах школьной программы).
В биографиях композиторов необходимо знать основные периоды жизни, жанры, в которых сочинял композитор, главные произведения в этих жанрах. Желательно иметь представление о важных исторических событиях (Россия, Западная Европа), происходивших в период жизни композитора.
— При разборе произведения необходимо знать год (или период) создания произведения и, по возможности, историю создания.
— При разборе оперного сочинения необходимо знать либретто, тембры голосов главных героев, уметь проанализировать ключевые номера оперы, рассказать о важных средствах выразительности музыки, которые использовал композитор для показа характера героя, для характеристики ситуации или события.
— Анализ инструментального произведения должен включать общую характеристику образов, средств выразительности, с помощью которых эти образы воплощаются, знание тональностей, по возможности формы произведения.
— Рассказ о произведении камерного вокального жанра должен включать в себя знание стихотворного текста и умение дать общую характеристику данного сочинения.
— В процессе рассказа о произведении хотелось бы услышать личное отношение абитуриента к данному произведению и показать умение охарактеризовать оригинальные, особенные черты данного сочинения. При подготовке к ответу отводится 30 минут.
Примерное содержание билета по музыкальной литературе
1. Симфоническое творчество Л. Бетховена (на примере симфонии №5).
2. Биография П. И. Чайковского. Опера «Евгений Онегин».
В аудиотесте (викторине) желателен полный и точный ответ: композитор, название произведения, часть (сонаты, симфонии, сюиты и т. п.), функция темы (Гл. п., П. п. и т. д.), действие в опере, его конкретный фрагмент. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или звучат в аудиозаписи.
Фортепиано
При поступлении на теоретическое отделение абитуриент проходит прослушивание по фортепиано. Он должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegro, пьесы.