Версия для слабовидящих

Отделение теории музыки

В разное время отделение теории музыки возглавляли: Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, Л.К. Потапова, З.И. Кириллина, В.П. Докторова, З.Г. Пав¬лова, Л.Е. Омельяненко, Б.Н. Козловский, Ч.К. Скрыбыкина, С.В. Карман

otm davletovaС сентября 2018 года заведующей отделением является Давлетова Розалия Рашитовна – музыковед, преподаватель-методист высшей категории, заместитель директора по учебной работе ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова (с января 2018 г.). Отличник культуры РС (Я).

Выпускница Якутского музыкального училища (Теория музыки, 1996), Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (Дошкольная педагогика и психология, 2003), Арктического института искусств и культуры (Музыковедение, 2012, с отличием). Закончила аспирантуру АГИКИ по направлению 17.00.02 «Музыкальное искусство» (2015). Прошла профессиональную переподготовку по программе «Руководство и управление образовательной организацией» (2019, с отличием).

Свою трудовую деятельность начала в 1996 году в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстера и лаборанта учебной части. В ее классе прошли теоретическую подготовку около 200 специалистов среднего звена, многие из которых окончили высшие музыкальные учебные заведения нашей страны и работают преподавателями и ведущими исполнителями в Республике Саха (Якутия) и в центральной России. Преподаватель постоянно повышает свой педагогический уровень.

Кроме педагогической деятельности, Р.Р. Давлетова занимается научной, методической, просветительской и творческой деятельностью. В сфере ее научных интересов – творчество якутских композиторов. Она регулярно выступает с докладами на международных, всероссийских и республиканских научно-практических и научно-методических конференциях; является автором монографии «Формирование ритмического слуха как компонента музыкальности: на начальном этапе воспитания музыканта», изданной немецким издательством LAP LAMBERT Academic Publishing (Saarbrucken, Deutschland / Германия, 2015 г); автором  методического пособия «Развитие ритмического слуха на уроках сольфеджио и ритмики (на начальном этапе музыкального воспитания)» (2015); и методической работы «Мотивация учебной деятельности, ее виды и роль в обучении» (2016).

Карман Светлана Владимировна – выпускница Якутского музыкального училища (Теория музыки, 1984) и Вологодского педагогического института (1991). Отличник культуры РС (Я), преподаватель высшей категории, ведет музыкально-исторические и музыкально-педагогические дисциплины – читает лекции по музыкальной литературе, народной музыкальной культуре, педагогике, методике преподавания музыкальной литературы в ДМШ.

С 1993 года Светлана Владимировна работает преподавателем отделения теории музыки. Проявила себя как высокопрофессиональный специалист и творческая личность. Ее увлекает активный поиск новых путей и форм в работе, неуспокоенность, неординарный подход к преподаванию теоретических предметов. Является участником республиканского конкурса «Преподаватель года» (2000).

На протяжении последних четырнадцати лет (с 2004 г.) Карман С.В. являлась заведующей цикловой комиссии отделения теории музыки. Под ее руководством отделение работало организованно и стабильно, сохраняя и преумножая творческие достижения и традиции.

С.В. Карман является организатором Открытой интернет-олимпиада «Страсти по теории», для обучающихся ДМШ и ДШИ, которая приобрела статус республиканской и региональной олимпиады.

Под руководством Светланы Владимировны в течение многих лет активно работало НСО (научно-студенческое общество) колледжа, где проявляли свою творческую инициативу студенты теоретического и исполнительских отделений.

otm kirillinaКириллина Зоя Иннокентьевна – известный якутский музыковед, отличник культуры СССР,  преподаватель-методист высшей категории

Начальное музыкальное образование получила в Алданской ДМШ. В 1964 г. поступила в Якутское музыкальное училище, где училась в классе фортепиано П.К. Розинской и на отделении теории музыки у Г.Н. Комракова. В 1968 г. продолжила обучение в стенах Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных на историко-теоретико-композиторском факультете в классе профессора Н.С. Гуляницкой.

С 1973 г. Зоя Иннокетьевна работает преподавателем Якутского музыкального училища. Преподает элементарную теорию музыки, гармонию, сольфеджио, гармоническое сольфеджио, анализ музыкальных произведений. Разработала курсы методики преподавания сольфеджио, методики преподавания ритмики, современной гармонии, якутской музыкальной литературы. Разработала методику и ввела в практику работы отделения олимпиады для теоретиков, традиция которой была поддержана в Сибири и Дальнем Востоке. с 1977 по 1983 гг. Зоя Иннокентьевна успешно работала директором и преподавателем Якутской республиканской ДМШ, подготовила ряд специалистов для Якутского музыкального училища;

Долгие годы она возглавляла методическую работу училища,  является инициатором проведения профессионального конкурса педагогов, теоретической олимпиады, методических чтений и пр. Ввела в училище традиционную в настоящее время защиту курсовых проектов. Систематически дает открытые мероприятия, мастер-классы, выступает с докладами на музыкально-педагогические темы.

С 1996 по 1999 гг. работала преподавателем теоретических дисциплин Якутского филиала Уральской государственной консерватории.

Зоя Иннокентьвена является одним из авторов учебника «Якутская музыкальная литература» (1991), библиографических справочников «Степанов З.К.», «Берестов Н.С.», а также автором сборника статей «О музыке и музыкантах» (2016).

otm skrybykinaСкрыбыкина Чаянда Кимовна – отличник культуры РС (Я), кандидат искусствоведения(2009), преподаватель высшей категории; преподаватель сольфеджио и гармонии, выпускница училища; музыковед, методист по научно-методической работе ЯМК(У)

(2018), стипендиат Национального фонда возрождения «Бар5арыы» (2004), ответственный секретарь Союза композиторов РС(Я) (2011), доцент ВАК (2012).

В 1988 году закончила Якутское музыкальное училище по двум специализациям – «Фортепиано» и «Теория музыки», в 1993 году – теоретико-композиторский факультет Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, в 2005 году – аспирантуру Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки по направлению «Музыкальное искусство». Трудовую деятельность начала в качестве концертмейстера в ЯРКПУ (1986). С 1991 года работает преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в ЯМК(У), с 2001 года – в ВШМ РС(Я).

Является лауреатом I премии Республиканского и Зонального конкурсов «Преподаватель ССУЗ-97». В ноябре 2008 года защитила диссертацию на тему «Гармония в музыке якутских композиторов» (о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики) в Магнитогорской консерватории.

otm ksenofontovКсенофонтов Владимир Васильевич  –  композитор, заслуженный деятель искусств РС (Я), член Союза композиторов России, лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов (1982), лауреат Международного молодежного конкурса в Турции (Измир), лауреат I степени Международого фонда С. Дягилева, обладатель Бронзовой медали им. С.В. Рахманинова, лауреат I степени Фестиваля этно-музыки за создание этно-балета «Бохсуруйуу» (Йошкар-Ола, 2004). Преподаватель училища (с 1983 г.). Ведет ЭТМ (элементарная теория музыки), гармонию, композицию, анализ музыкальных произведений, якутскую музыкальную литературу, инструментоведение и инструментовку. Выпускник училища.

С 1984 г. является председателем ревизионной комиссии Союза композиторов Республики Саха (Якутия).

С 1994 г. ведет класс композиции в Высшей школе музыки РС (Я).

otm gerasimovГерасимов Кирилл Афанасьевич – композитор, Заслуженный деятель искусств РС (Я), почетный гражданин Сунтарского улуса (2007). Преподаватель полифонии, инструментовки, музыкальной информатики, композиции, анализа музыкальных форм.
В 1971 г. был принят в Якутское музыкальное училище. В 1972 г., после I курса училища, был направлен для дальнейшего обучения в Уфимское училище искусств, которое закончил в 1976 г. В том же году поступил в Уфимский государственный институт искусств на факультет народных инструментов.

После обучения в институте возвратился в Якутское музыкальное училище. В 1987 г. поступил в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в класс композиции композитора, профессора Г.Н. Иванова, а также обучался в классе засл. артиста России М.Г. Михлина на кафедре оперно-симфонического дирижирования.

По окончании консерватории в 1991 г. работал дирижером, с 1994 г. главным дирижером симфонического оркестра НВК «Саха». С 1998 г. становится дирижером  Якутского государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-С. Омоллоона.

26 марта 2016 г. стал Председателем Правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия).

Попова Елена Ивановна –  преподаватель отделения теории музыки (с 1999 г.), заведующая теоретического отделения сектора педагогической практики (по 2015 г.). Елена Ивановна – выпускница Якутского музыкального училища им. М.Н. Жиркова и Арктического Государственного института искусств и культуры по специальности «Музыковедение» (с отличием). Преподаватель ведет музыкальную литературу и народную музыкальную культуру. Елена Ивановна активно разрабатывает и практикует инновационные методы обучения, такие как слайд-тестирование с использованием компьютерных технологий.

Около 10 лет Попова Е.И. являлась педагогом-консультантом студентов III-IV курсов отделения теории музыки по предмету «сольфеджио» с учащимися СПП. Под ее руководством, как консультанта, студенты-практиканты проводили занятия с учащимися, различные конкурсы по теории, методические заседания. За период работы Попова Е.И. подготовила более 20 студентов-практикантов, среди них есть студенты, окончившие ЯМК (У) с красным дипломом: Полуэктова Л. (2002), Яковлева Н., Наумова О. (2003), Татаринова А. (2006), Скворцова А. (2008).

Попова Е.И. неоднократно принимала участие в разработке требований к республиканской теоретической олимпиаде «Юный теоретик» среди ДМШ и ДШИ, а также в разработке требований и проведении теоретической олимпиады, проводимой в Якутском музыкальном колледже среди студентов исполнительских отделений.

Попова Е. И. принимает активное участие в учебно-методической работе отделения теории музыки и колледжа. Является креативным участником в группе по подготовке дидактического материала и проведения теоретических олимпиад «Страсти по теории» для студентов ОТМ, а так же учащихся исполнительских отделений колледжа. Ее работа в жюри отличается объективностью и доброжелательностью.

Необходимо отметить ее систематические выступления на педагогических чтениях с докладами на разнообразные темы связанные с освещением новых методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин, многие из которых она успешно использует в своей повседневной практике. Ее выступления отличаются глубиной раскрытия темы и интересной подачей материала.

otm voroninaВоронина Людмила Анатольевна – отличник культуры РС (Я), преподаватель сольфеджио, музыкальной грамоты, элементарной теории музыки, народной музыкальной культуры. Работает в Якутском музыкальном колледже (училище) им. М.Н. Жиркова с 1989 года. До прихода в колледж, с 1969  по 1988 годы –  работала директором детской музыкальной школы поселка Чокурдах Аллайховского улуса. Именно из класса Л.А. Ворониной  вышли известные ныне в республике, России и за рубежом выпускники вокального, духового, дирижерско-хорового отделений нашего колледжа. Она явялется автором учебно-методических пособий по сольфеджио и музыкальной грамоте, таких как «Диктанты для вокалистов»,

Кардашевская Лия Ивановна – музыковед, преподаватель-совместитель, ведет курс музыкальной литературы, гармонии, сольфеджио. Выпускница Якутского педагогического колледжа № 2 (Музыкальное образование, 2003) и Арктического государственного института культуры и искусств (Музыковедение, 2008). Закончила аспирантуру по специальности «Музыкальное искусство» (2012). Является старшим преподавателем кафедры искусствоведения АГИКИ.
Л.И. Кардашевская является автором методических пособий по этносольфеджио, а также автором более 25 статей, посвященных музыкальному фольклору эвенков.

otm kuzminaКузьмина Наталья Александровна – преподаватель-совместитель, выпускница Якутского музыкального колледжа 2015 года, преподаватель музыкальной литературы, элементарной теории музыки и гармонии. Является преподавателем теоретического отделения, а с  2019 года заведующей теоретическим отделением ДШИ № 1 г. Якутска, а также участником молодежного оркестра народных инструментов АГИКИ.

Филиппова Алена Наумовна – преподаватель-совместитель, выпускница Якутского музыкального колледжа 2015 года, преподаватель музыкальной литературы, элементарной теории музыки. Является преподавателем и концертмейстером Хатасской детской музыкальной школы.

Татьяна Юрьевна Кутугутова – преподаватель-совместитель, выпускница Якутского музыкального училиша (Хоровое дирижирование, 1996), Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (2001). Параллельно преподает на отделение хорового дирижирования, где ведет такие дисциплины, как методика преподавания хоровых дисциплин, хоровая литература и дирижирование. На отделении теории музыки ведет сольфеджио и элементарную теорию музыки у студентов, обучающихся по специальности «Хоровое дирижирование».

С 2015 года работает в Государственной филармонии Республики Саха (Якутии) им. Г.М. Кривошапко, с 2018 года является начальником отдела планирования филармонии.
 
Из истории отделения теории музыки:
Отделение теории музыки официально было открыто 1959 году (год первого выпуска теоретиков) по инициативе Гранта Арамовича Григоряна – композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ЯАССР, члена Союза Композиторов СССР. А до этого, начиная с 1953 года предметы музыкально-теоретического цикла велись Григоряном на общественных началах, речь же об открытии отделения, которое выпускало бы именно теоретиков, шла уже с 1955 года.

Цель, которую преследовал Грант Арамович, была несколько иной. Он собирался открыть композиторское отделение и первыми выпускниками стали известные мелодисты З. Винокуров, С. Павлов, Ф. Аргунов.

Федот Аргунов позднее вошел в историю якутской музыки как один из первых членов Союза композиторов Якутии, музыковед, автор первого пособия по музыкальной грамоте на якутском языке.

Среди первых студентов ОТМ были такие одаренные музыканты, ученики Г.  Григоряна Т. Стручков, В. Зырянов, Н. Бойлохов, О. Иванова, М. Константинова, Д. Данилов, К. Мегежекский – все они стали известными в республике мелодистами.
Воспитание музыковедов началось не сразу, поскольку учащимся не получившим начального музыкального образования  было сложно охватить весь комплекс теоретических предметов. Возможным это стало позднее, когда на отделение поступили выпускники открывшихся детских музыкальных школ.

Неоценимый вклад в развитие отделения внесла работа двух замечательных педагогов, выпускников Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского – композитора Германа Никандровича Комракова  (член Союза Композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, ЯАССР) и его жены – музыковеда Аллы Юрьевны Лукиной (60-е годы). Они подготовили в центральные ВУЗы страны целую плеяду теоретиков, среди которых можно назвать Галину Григорьевну Барашкову (Алексееву) – доктора искусствоведения, бывшего директора Якутского музыкального училища.

В 1950-е гг. на теоретическом отделении преподавали: Г.А. Григорян, Н. Бажов, К. Шутенко. В 60-е годы педагогический коллектив пополняется Г.Н. Комраковым (композитор, член СК СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, ЯАССР), Э.Е. Алексеевым (первый профессиональный музыковед-якут, фольклорист, доктор искусствоведения), А. Лукиной (музыковед).

В 1970-е гг. в педагогический состав отделения теории музыки вливаются специалисты-музыковеды, бывшие выпускники ЯМУ, окончившие центральные ВУЗы страны: Г.Г. Алексеева, Л.К. Потапова, З.Г. Павлова, З.И. Кириллина, В.П. Докторова, Л.Г. Ильина, Н.Н. Николаева, Б.Н. Козловский.

- Галина Григорьевна Алексеева – музыковед, доктор искусствоведения, преподаватель, член СК России (1984). Закончила Якутское музыкальное училище по двум специальностям (скрипка и теория музыки), Московскую гос. консерватория им. П.И. Чайковского (класс Н. Синьковской). Работала преподавателем Якутского музыкального училища (1969-1988), окончила аспирантуру в Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки. Кандидатская диссертация «М. Н. Жирков и его роль в становлении якутской профессиональной культуры».

В 2005 г. защитила докторскую диссертацию «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган». Занималась изучением фольклора долган, исследованием варганной музыки, постоянно участвовала в конференциях, готовила теле- и радиопередачи о традиционной культуре Якутии, а также об академической культуре республики.

- Людмила Константиновна  Потапова – член СК РС (Я), отличник культуры РС (Я), долгие годы проработавшая заведующей отделением теории музыки, заместителем директора по учебной работе ЯМУ, позже заведующая кафедрой теории и истории музыки ВШМ;

- Зинаида Григорьевна Павлова – заслуженный работник культуры РС (Я), музыковед, лектор, критик, методист, доцент кафедры теории и истории музыки ВШМ, профессор, проректор по научной работе ВШМ, в разные годы работавшая заведующей теоретическим отделением, заместителем директора по учебной работе ЯМК (У), деканом Якутского филиала Уральской гос. консерватории, заведующей кафедрой теории и истории музыки ВШМ;

В Якутском музыкальном училище работала с 1972 г., являясь одной из опытных высокопрофессиональных специалистов в области музыкально-теоретического образования республики. За годы работы подготовила более 50 специалистов-теоретиков. В 70-80 гг. тесно сотрудничала с Якутским гостелерадио,  в качестве ведущей музыкальных передач. Долгие годы была автором и ведущей музыкальной странички в телепередаче «Якутск вечерний», возглавляла секцию критиков при СТД РС (Я).
С 1997 по 2008 гг. была директором Управления по учебным заведениям МК и ДР РС (Я), является автором ряда публикаций по вопросам музыкального образования республики.

- Валентина Петровна Докторова – выпускница института им. Гнесиных, ведущая концертов, телепередач о творчестве зарубежных и русских композиторов. Валентина Петровна проводила лекции-беседы в Университете культуры, является автором статей и рецензий в якутских газетах;

- Людмила Георгиевна Ильина – была ведущим преподавателем отделения, музыковед;

- Надежда Николаевна Николаева – первый якутский ученый в области музыкального искусства, кандидат искусствоведения;

- Борис Николаевич Козловский – отличник культуры РС (Я),  музыковед, публицист, выпускник Новосибирской консерватории, известный в республике музыкальный критик, лектор, ведущий радио- и телепередач; организатор и ведущий джазовых фестивалей; долгое время проработал заведующим отделения теории музыки. Вел активную культурно-просветительскую деятельность. Создатель авторских программ по современной музыке и музыкальной информатике.

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Якутского музыального училища, истории музыки в ВШМ, работал преподавателем Якутского филиала Школы-студии МХАТ и на филологическом  факультете Якутского университета. Член экспертного совета по искусству при Министерстве культуры РС (Я).

Козловский Б.Н. один из опытных, с широким кругом познаний преподавателей училища, разработал новый курс «История поп-музыки», интенсивно занимался предметом «Музыкальная информатика». Автор ряда публикаций в различных изданиях республики (более 60-ти) и зарубежья – «Якутская поп-музыка». Статья для англо-канадской 5-ти томной энциклопедии «Популярная музыка мира» Encyclopedia Pop-Music Of World [EPMOW] декабрь 2000 года. Среди его работ также можно назвать статьи «Музыкальная культура Якутии 50-х годов», «Музыкальная культура Якутии времен ВОВ».

Являлся одним из участников создания и президентом Якутского музыкального клуба (70-е гг.) объединившего любителей музыки и музыкантов профессионалов в области классической, джазовой и поп- музыки. Один из устроителей первого в Якутии конкурса-фестиваля популярной и джазовой музыки «Северная мозаика». Участвовал вместе с группой якутских джазовых музыкантов в первых,  для них джазовых фестивалях в Новосибирске и Абакане.

В 80-е годы на отделение приходят: Л.Е. Омельяненко, Л.А. Воронина.

- Лариса Ефимовна Омельяненко – ведущий специалист по музыкально-теоретическим дисциплинам училища, методист, отличник культуры РС (Я). За 43 года своей преподавательской деятельности выпустила свыше 400 учащихся, которые поступали в ведущие вузы страны; оказывала кураторскую помощь школам и г. Якутска и республики. В 2001 году получила Президентский гранд в области художественного и культурологического образования (номинация «Учебно-методическая работа», 2001) на методическое пособие «Методические указания по сольфеджио для поступающих в музыкальные училища и училища искусств по специальностям «Инструментальное исполнительство». Являлась одним из организаторов и участников проведения Республиканской теоретической олимпиады

В 90-е годы коллектив пополнился преподавателями нового поколения: С.В. Карман, Ч.К. Скрыбыкина, а также молодые педагоги, выпускницы кафедры музыковедения Арктического государственного института искусств и культуры Р.Р. Давлетова и Е.И. Попова.

В эти годы успешно работают на отделении и представители дирижерско-хорового отделения: Татьяна Юрьевна Кутугутова – выпускница Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. А так же Людмила Анатольевна Шумилова – закончившая Дальневосточный институт по классу хоровое дирижирование и аспирантуру.

Следует отметить особую роль Союза композиторов в деятельности нашего отделения. Основал отделение композитор Грант Григорян. В дальнейшем здесь трудились Герман Комраков, Валерий Кац, Николай Бажов, Сергей Белоголов, Николай Берестов, Захар Степанов (первый национальный профессиональный композитор, член СК РФ, заслуженный деятель искусств РС (Я) и РФ, председатель и  ответственный секретарь Союза композиторов РС (Я)).

Грант Арамович Григорян – композитор, педагог, музыкальный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), член Союза композиторов СССР (1954).

Музыкальное образование получил вначале в Бакинском музыкальном училище (1939). Продолжение учебы прервали служба в Армии и участие в Великой Отечественной войне. Еще в годы военной службы изучал музыкальный фольклор народов Китая, Кореи, Мон¬голии, заинтересовался и якутскими мелодиями. Завершил учебу в Московской гос. консерватории имени П.Чайковского по классу композиции у профессора Е.Голубева (1953).

Якутский период деятельности Гранта Григоряна (1953-1962) стал самым плодотворным в судьбе композитора. Главной его заслугой является глубинное освоение национальных музыкально-эстетических традиций, которые он широко и по-новому продемонстриро¬вал в самых разных жанрах своего композиторского творчества.

Г.А. Григорян в течении всего периода работы в Якутске преподавал в музучилище. Он явился инициатором открытия в училище отделения теории музыки. Особенно ценным его наблюдением стало изучение ладообразования народной музыки, которое по его терминологии стали называться «раскрывающиеся лады».

Герман Никандрович Комраков – композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1989), заслуженный деятель искусств РС (Я) (1972), лауреат премии Комсомола Яку¬тии (1978), член Союза композиторов России (1967).
Музыкальное образование получил в Горьковской хоровой капелле, Московской консерватории им. П.Чайковского по специальности теория музыки (1955-1960) и Горь¬ковской консерватории поклассу композиции у профессора А.Нестерова, которую окон¬чил в 1967 г.

Девять лет (1960-1969) Г.Н. Комраков прожил в Якутске. Здесь начал создавать свои первые сочинения – песни, инструментальные пьесы, которые вызвали живой слушательский интерес. Наряду с созданием музыкальных сочинений он вел педагогическую работу в Якутском музыкальном училище.

Валерий Геннадьевич Кац – композитор, педагог, лауреат гос. премии РС (Я) имени П.А. Ойунского (1990), член Союза композиторов России (1965). Выпускник Московской гос. консерватории имени П.Чайковского. В 1964 г. по распределению приехал работать в Якутию. В республике его деятельность, с небольшим перерывом, охватила 25 лет – это 1964-1989 годы.

За это время он создал ряд значительных сочинений в разных жанрах, которые по тематике и образному строю отражают сферу национальных художественных поисков, устремленных к передаче истинных ценностей бытия.
В.Г. Кац активно концертировал в Якутске, как пианист-виртуоз с сольными программами. Был преподавателем отделения фортепиано в музучилище.

Николай Савельевич Берестов – композитор, фольклорист, педагог, член Союза композиторов РФ,  заслуженный деятель искусств РФ и РС (Я), лауреат гос.премии им. П.А. Ойунского, лауреат Международного конкурса им. С.С. Прокофьева, действительный член Академии духовности РС (Я). В училище работал с 1964 г. качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Разработал  и внедрил систему записи музыки для хомуса, автор учебных пособий «Хрестоматия для хомуса» с приложением  и «Этюды для хомуса», В 1973 г. по его инициативе создан музей фольклора народов Якутии при музыкальном училище. В период 1979-1989 гг. работал председателем Союза композиторов Якутии.

Многие сочинения Н.С. Берестова прочно вошли в репертуар оркестровых, хоровых коллективов, а фортепианные сочинения – в педагогический репертуар ДМШ республики, училища и ВШМ.

Захар Константинович Степанов – композитор, педагог, музыкальный деятель, член Союза композито¬ров России (1976). Заслуженный деятель искусств РФ (1999), РС(Я) (1986), лауреат премии Союза композиторов России имени Д.Шостаковича (1985), академик Академии Духовно¬сти РС(Я), отличник Народного образования (1964), отличник культуры СССР (1980), ветеран тыла, Почетный гражданин Кобяйского улуса (1993). Выпускник Якутского музыкального учили¬ща (класс тромбона и баяна, 1950-1957), Новосибирской го-сударственной консерватории им. М.Глинки (композиторский факультет, 1972). З.К. Степанов первым из саха стал профессиональным композитором, создающим музыку в разных жанрах, оказал большую практическую помощь в поступлении в ВУЗы будущим молодым национальным композиторским кадрам.

И по сей день традиционно на отделении теории музыки преподают композиторы: В.В. Ксенофонтов, К.А. Герасимов.

Многие наши выпускники стали впоследствии видными учеными-музыковедами, композиторами. Среди них – доктора искусствоведения А.С. Ларионова и Г.Г. Алексеева, кандидаты искусствоведения Н.Н. Николаева, Т.Н.Тихонова, Т.В. Павлова, Е.Б. Покидько, П. Павлова, Ч.К. Скрыбыкина, В.Е. Дьяконова, А.Д. Халтанова (Татаринова), кандидат филологических наук О.М. Шац, композиторы З.К. Степанова, В.В. Ксенофонтов, П.Н. Иванова, А.Н. Сазонов, К.А. Герасимов, В.Ф. Шадрин. Известные музыковеды З.И. Кириллина, З.Г. Павлова, Б.Н. Козловский, ведущий педагог ВШМ РС (Я) Е.А. Татаринова – доцент ВШМ, в 90-е годы вела в колледже музыкальную литературу и анализ музыкальных произведений на отделении теории музыки.
Еще одной традицией отделения теории музыки является преемственность – многие выпускники возвращаются и преподают в родном колледже. В настоящее время 100 % преподавательского состава – выпускники ОТМ.

Для поступающих на отделение теории музыки совершается более строгий отбор. К студентам-теоретикам предъявляются высокие мотивационные требования и повышенные требования к знаниям, умениям и навыкам. Они достойно проявляют себя на Всероссийских и Республиканских конкурсах и олимпиадах. В 1984 г. Ф. Габышева, а в 1994 г. – А. Осинцева стали дипломантами Всероссийской теоретической олимпиады среди студентов музыкальных училищ в г. Москва, на региональной теоретической олимпиаде в г. Новосибирске в 1997 г. Ю. Голубь стала абсолютным победителем в своей возрастной группе, а в общем зачете ей была присуждена номинация «Лучшая по теории музыки».
За годы своего существования отделение теории музыки воспитало  свыше 155-ти выпускников, из которых около 30 закончили обучение с красным дипломом.

Отделение выступает инициатором многих мероприятий и новаций. Преподаватели отделения, обсуждая вопросы новых педагогических тенденций, вводят новые формы обучения. Одной из таких вспомогательных форм можно назвать написание и защиту курсовых работ, введенные З.И. Кириллиной в 1970-ые гг., которые ныне пишутся студентами-теоретиками по всем предметам, начиная от теории музыки и заканчивая полифонией. В настоящее время этот вид деятельности тесно связывают с технологией, получившей название метод проектов. Данный проект индивидуален и в полной мере способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Педагоги отделения ведут большую концертно-просветительскую работу в виде вступительных слов к концертам, лекций, аннотаций, рецензий и отзывов, выступлений в периодической печати.

Научно-методическая работа отделения всегда актуальна и имеет практическое значение в профессиональной деятельности. Труды теоретиков посвящены проблемам музыкальной культуры, искусства и образования. В помощь педагогам отделения и всему коллективу в колледже был организован издательско-редакционный отдел «Гамма» под руководством Ч.К. Скрыбыкиной.

Всем известно, что музыкально-теоретические предметы – одни из наиболее трудных в образовательном комплексе. В этой связи в ЯМУ им. М.Н. Жиркова было инициировано проведение теоретических олимпиад. Инициаторами в 1975 г. стали преподаватели ОТМ Зоя Иннокентьевна Кириллина и Людмила Константиновна Потапова. Первая теоретическая олимпиада вызвала большой интерес среди студентов и преподавателей, так как позволила выявить  уровень знаний и умений учащихся и нацелить их на творческое отношение к специальным предметам, показал необходимость расширения кругозора, умение применять свои знания в незнакомой ситуации, сформировал дух соревновательности. С тех пор, олимпиада стала проводиться и на исполнительских отделениях.

К каждой олимпиаде выбирается определенная тематика, изменяются виды работы, творческих заданий в соответствии с новыми методическими положениями и учебными требованиями. В 2000 г. этот конкурс получил новое название – «Страсти по теории» и проводился ежегодно, поочередно – на теоретическом, и на исполнительских отделениях.

В последние годы «Страсти по теории» вышли на республиканский и региональный уровень и приобрели статус открытой интернет-олимпиады, в которой участвуют учащиеся ДМШ и ДШИ Республики Саха (Якутия) и Дальневосточного региона.

Педагоги отделения ведут большую концертно-просветительскую работу в виде вступительных слов к концертам, лекций, аннотаций, рецензий и отзывов, выступлений в периодической печати. Они разрабатывают требования и задания для конкурсов и олимпиад, выступают в качестве членов жюри и сами принимают участие в городских и республиканских конкурсах. Так, в 1997 г. молодой педагог Чаянда Кимовна Скрыбыкина заняла I место в конкурсе «Учитель года» среди ССУЗ Якутии и I место в конкурсе «Учитель ССУЗ-97» в Дальневосточной зоне. В 2000 г. лауреатом II степени республиканского конкурса «Учитель года» стала Светлана Владимировна Карман. Преподаватели З.И. Кириллина и Р.Р. Давлетова получили дипломы номинанта Всероссийского (призового) конкурса на лучшую публикацию в сфере образования 2017 года (www.weburok.com), проводимом Ассоциацией творческих педагогов России (г. Москва).

В целом, деятельность отделения теории музыки носит творческий, плодотворный характер. Труды наших преподавателей вносят значительный вклад в развитие отечественного музыкознания и в дело становления национального музыкального искусства.

Список педагогов, работавших на отделении: Г.А. Григорян, К.А. Шутенко, А.Р.Артемьева, Т.И. Рубина, Николай И. Бажов, Л.Д. Гладкова, С.Ф. Лепихова, Ф.И. Ходов, Э.Е. Алексеев, Г.Н. Комраков, А.Ю. Лукина, Т.С. Шульженко, И.Ю. Степанова, Ф.М. Песина, В.М.Бочаров, Г.Г. Алексеева, А.Я. Дашкевич, Т.М. Завьялова, Л.К. Потапова, Р.С. Рабина (Пудова), З.Г. Павлова, В.Г. Кац, З.З. Винокурова, Т.В. Сизых, Т.В. Колупаева, Т.Л. Пустовых, Л.Г. Ладыженская, С.В. Белоголов, Е.А. Татаринова, Т.В. Тихонова, А.С. Ларионова, Л.Г. Ильина, Т.Н. Бабухина, Ю.И. Шейкин, Н.С. Берестов, В.П. Докторова, Б.Н. Козловский, Л.Е. Омельяненко, З.К. Степанов, Л.А. Шумилова.

Отделение с отличием закончили: Аргунов Ф.С. (1959), Барашкова- Алексеева Г.Г. (1963), Завьялова Т.М. (1964), Ильина Л.Г., Маркова Г.А. (1973), Бурцева С.В. (1977),  Ким Т.Н., Паздникова И.И. (1979), Тулупова Е.А. (1981), Татаринова Е.А. (1983), Павлова Т.В. (1988), Бубелова И.П. (1989), Бабухина Т.Н. (1991), Милюкова Е.Б. (1992), Лысак Л.С., Тихонова Т.В., Шипкова Н.Ф. (1993), Тюрина С.В., Осинцева А.В. (1995), Голубь Ю.А., Иванова Н.Н. (1999), Титова Л.К. (2001),  Полуэктова Л.В. (2002), Наумова О.В., Яковлева Н.Э. (2003), Татаринова А.Д. (2006), Скворцова А.А. (2008), Какадий А.Б. (2010), Маслова Н.А. (2015).

Материал подготовила заведующая ПЦК «Теория музыки»,
заместитель директора по УР, отличник культуры РС (Я) Р.Р.  Давлетова

 

Выпускники отделения теории музыки, закончившие аспирантуру
1.    Чаянда Скрыбыкина
2.    Татьяна Павлова
3.    Ольга Шац
4.    Екатерина Милюкова
5.    Татьяна Тихонова
6.    Анастасия Осинцева
7.    Полина Павлова
8.    Наталия Шипкова
9.    Александра (Татаринова) Халтанова
10.    Розалия Давлетова
                                
Выпускники и преподаватели отделения теории музыки, участники конкурсов:
1.    Зинаида Григорьевна Павлова – лауреат конкурса «Учитель года» ЯМУ, 1995.
2.    Борис Николаевич Козловский – лауреат конкурса «Учитель года» ЯМУ, 1996.
3.    Чаянда Кимовна Скрыбыкина – лауреат конкурса «Учитель года» Якутия /1-е место/,1997, лауреат конкурса Восточной Сибири и Дальнего Востока «Учитель ССУЗ-1997» /1-е место/, 1997; лауреат  I  Конкурса методических работ среди преподавателей колледжа на темы «Овладение общими и профессиональными компетенциями в музыкальном образовании по всем специальностям СПО» «Мотивация учебной деятельности, виды мотивации и ее роль в обучении»» /I премия/, 2016;
4.    Светлана Владимировна Карман – лауреат конкурса «Учитель года» /2-е место/, 2000.
5.    Николай Савельевич Берестов – лауреат международного конкурса композиторов, дирижеров и пианистов имени С.С.Прокофьева /3-е место/, 1999.
6.    Кириллина Зоя Иннокентьевна – Диплом номинанта Всероссийского (призового) конкурса на лучшую публикацию в сфере образования 2017 года (www.weburok.com), Ассоциация творческих педагогов России, г. Москва.
7.    Давлетова Розалия Рашитовна – лауреат  I  Конкурса методических работ среди преподавателей ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова на темы «Овладение общими и профессиональными компетенциями в музыкальном образовании по всем специальностям СПО» и «Мотивация учебной деятельности, виды мотивации и ее роль в обучении»» /I премия/, 2016; лауреат II и III Международного профессионального конкурса методических разработок «Формирование комплексного методического обеспечения образовательного процесса – условие качества подготовки конкурентоспособных специалистов», г. Иркутск /I, II и III места/, 2017 и 2018; дипломы Международных конкурсов «Речевая культура педагога» и «Аттестация педагогов: основные правила и нормы»  (https://almanahpedagoga.ru) /I места/, 2017; Диплом за распространение педагогического опыта – во Всероссийском фестивале педагогического творчества 2016/2017 учебного года (www.educontest.net), Ассоциация творческих педагогов России, г. Москва, 2017; дипломы за 3 работы Международного творческого конкурса (www.росмедаль.рф), г. Красноярск /I места/, 2017; Диплом номинанта Всероссийского (призового) конкурса на лучшую публикацию в сфере образования 2017 года (www.weburok.com), Ассоциация творческих педагогов России, г. Москва; дипломы Всероссийских олимпиад «Подари знание» за работы «Портфолио педагога – инновационный метод оценки педагогического мастерства» и «Профессиональная этика педагога» /I места/, 2017; дипломы лауреата Международного педагогического конкурса «Лучшая педагогическая разработка» на сайте http://vash-klad.ru, Международного образовательного центра «КЛАДОВАЯ ПЕДАГОГА», г. Санкт-Петербург за 3 работы /лауреат I степени/, 2017; диплом победителя Всероссийского конкурса в номинации «Методическая разработка» (http://педагогические-инновации.рф) /I место/, 2017; диплом победителя Всероссийской олимпиады «Педагогический успех» в номинации: «Инновационная деятельность педагога», (https://педагогический-успех.рф) /I место/, 2017; диплом победителя III Всероссийского педагогического конкурса «Профессиональный рост» в номинации «Выступление на семинаре, конференции (http://civiledu.ru/result), г. Казань /I место/, 2017; диплом победителя – за профессиональное тестирование в номинации «Профессиональный стандарт педагога в условиях современного образования» IV Всероссийского педагогического конкурса «ФГОСОБРазование» (http://fgosobr.ru/results), г. Казань /I место/, 2017; Диплом Всероссийского педагогического конкурса «Портфолио педагога профессионального образования» (http://проф-обр.рф) Федерального интернет-издания «Профобразование», г. Серафимович /I место/, 2017; диплом победителя XIII Международного интерактивного конкурса научных статей «Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие науки»(http://www.competencies.pro) СИ «Институт развития профессиональных компетенций», г. Владивосток /II место/, 2017; диплом победителя Всероссийской олимпиады «Педагогическая практика» в номинации «Методическая компетентность педагога профессионального образования» (https://pedpractice.ru), г. Краснодар /I место/, 2017; диплом Международного научно-исследовательского конкурса «Научные достжения Высшей школы-2019», в секции «Искусствоведение» Международного центра научного партнерства «Новая наука» («New Science»), г. Петрозаводск /I степень/, 2019.
8.    Юлия Голубь – победитель Зональной теоретической олимпиады в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, среди студентов 1-2 курсов /1-е место, диплом «Лучшая по теории музыки» среди всех участников олимпиады/, 1997.
9.    Людмила Титова – лауреат конкурса ОТМ «Страсти по Теории» /1-е место в старшей группе/, 2000.
10.    Полина Павлова – лауреат конкурса ОТМ «Страсти по Теории» /2-е место в старшей группе/, 2000.
11.    Александра  Кулачикова – лауреат конкурса ОТМ «Страсти по Теории» /3-е место в старшей группе/, 2000.
12.    Любовь Полуэктова – лауреат конкурса ОТМ «Страсти по Теории» /1-е место в младшей группе/, 2000; лауреат республиканского конкурса по английскому языку среди училищ /2-е место/, 2000; лауреат республиканского конкурса молодых исполнителей имени Г. Григоряна 1998, лауреат конкурса «Ancient world in English».
13.    Людмила Гердун – лауреат конкурса ОТМ «Страсти по Теории» /2-е место в младшей группе/, 2000, лауреат конкурса по английскому языку
14.    Ника Яковлева – лауреат конкурса «Ancient world in English» /1-е место/, ЯМУ, 2000.
15.    Ольга Наумова – лауреат конкурса  молодых исполнителей фонда «Баргары» /3-е место/, 2000.
16.    Юлия Тунгусова – Студенческая научно-практическая конференции /победитель в номинации «Лучший урок»/, 2008.
17.    Мария Готовцева – Студенческая научно-практическая конференции /I премия на конкурсе открытых уроков/, 2010.
18.    Анастасия Слепцова – лауреат IX студенческой научно-практической и творческой конференции «Композиторы ХХ века: традиции и новаторство» (ВШМ РС (Я)) /II премия/, 2016.
19.    Сардаана Заровняева – лауреат IX студенческой научно-практической и творческой конференции «Композиторы ХХ века: традиции и новаторство» (ВШМ РС (Я)) /III премия/, 2016.
20.    Анжелика Бойко – лауреат Х студенческой научно-практической конференции «Музыкальный театр», посвященной 380-летию со дня открытия первого публичного оперного театра (Венеция), 70-летию оперного искусства Якутии и 125-летию со дня рождения М.Н. Жиркова /I премия/, 2017.
21.    Юлия Светлолобова – лауреат Студенческой научно-практической конференции «Средства выразительности музыкального искусства», посвященной 70-летию Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова / лауреат II степени/, 2018; лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я), г. Якутск) /III премия/, 2018.
22.    Анастасия Семыкина – лауреат Х студенческой научно-практической конференции «Музыкальный театр», посвященной 380-летию со дня открытия первого публичного оперного театра (Венеция), 70-летию оперного искусства Якутии и 125-летию со дня рождения М.Н. Жиркова /лауреат I степени/, 2017; лауреат II Республиканской научно-практической конференция «Искусство и наука» (Ресурсно-проектный центр) /диплом III степени, возрастная категория: студенты СПО, ВПО культуры и искусств/, 2017; лауреат Студенческой научно-практической конференции «Средства выразительности музыкального искусства», посвященной 70-летию Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова /лауреат III степени/, 2018; лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /III премия/, 2018; лауреат Студенческой научно-практической конференции «Проблема освоения текста музыкального произведения», посвященной Году театра в Российской Федерации (ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова) /II место/, 2019;
23.    Анастасия Косицына – лауреат II Республиканской научно-практической конференция «Искусство и наука» (Ресурсно-проектный центр) /диплом I степени, возрастная категория: студенты СПО, ВПО культуры и искусств/, 2017; лауреат Студенческой научно-практической конференции «Средства выразительности музыкального искусства», посвященной 70-летию Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова /лауреат I степени/, 2018; лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /II премия/, 2018.
24.    Алина Ли – лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /лауреат III степени/, 2018.
25.    Анастасия Павлова – Республиканская научно-творческая конференция «Наследие Мариуса Петипа – основа системы классического танца», в рамках Всероссийских мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения М.И. Петипа /поощрительный диплом/, 2018; лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /лауреат II степени/, 2018; Всероссийская заочная конференция «Посельские чтения», посвященная памяти Н.С. Посельской и Году театра в России (Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских) /диплом I степени/, 2019.
26.    Клара Соловьева – лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /I премия/, 2018; XII студенческая научно-практическая конференция «Грант Григорян и якутская музыка»,  ВШМ РС (Я) /дипломант/, 2019.
27.    Анастасия Юргина – Студенческая научно-практическая конференция «Проблема освоения текста музыкального произведения», посвященная Году театра в Российской Федерации (ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова) /III место в номинации «Лучший доклад»/, 2019; Всероссийская заочная конференция «Посельские чтения», посвященная памяти Н.С. Посельской и Году театра в России (Якутская балетная школа (колледж) им. Аксении и Натальи Посельских) /Грамота экспертов/, 2019; XII студенческая научно-практическая конференция «Грант Григорян и якутская музыка» (ВШМ РС (Я)) /лауреат I степени/, 2019.
28.    Наум Филиппов – лауреат ХI Студенческой научно-практической конференции «Музыкальное образование: вектор развития», посвященной 25-летию со дня основания Высшей школы музыки РС (Я) им. В.А. Босикова и 70-летию Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова  (ВШМ РС (Я)) /I премия/, 2018; XII студенческая научно-практическая конференция «Грант Григорян и якутская музыка» (ВШМ РС (Я)) /дипломант/, 2019.