Отделение струнно-смычковых инструментов – одно из старейших отделений ЯМК(У) – открылось в 1949 году под руководством А.И. Земмеля. В начале своего существования оно было не столь многочисленным, как в отношении педагогического состава, так и учащихся.
Многолетняя история отделения насчитывает большое число педагогов по классу скрипки и виолончели. Среди первых преподавателей отделения были Л. Вигдорчик, Г.Белецкий, Я. Потрогаш, А.А.Клюк.
В разное время заведующими работали: Л.М. Зисман, И.А. Литвинов, Т.К. Асеева, Н.А.Усманова.
Сейчас отделение возглавляет выпускница ЯМК(У) Елена Кимовна Ноева.
Преподавательский состав стабилизировался с приходом таких педагогов как Л. Зисман, И. Литвинов, Т. Асеева. Некоторое время на отделении работали С.Афанасенко и Л. Габышева. Позже к преподавательской работе пришли музыканты симфонического оркестра Т. Шишкина, Л.Надобко, О. Колесова, Н.Усманова.
Огромная работа по развитию отделения была проделана А. Соморовой. Благодаря ее инициативе и немалому усердию на отделении уже в 1964 году был создан камерный ансамбль.
Одними из первых выпускников училища были И. Керем, В. Ладэ, И.Фокина, З.Тирская, Г. Достовалова, Н. Седых, В. Макарова.
Жизненная необходимость в местных кадрах, в том числе и для пополнения симфонического оркестра и оркестра Музыкально – драматического театра, легла на плечи музыкального училища, которое с честью справилось с этой задачей. Оркестр ГТОиБ им. С. Омоллона имеет сегодня в составе местные кадры: О.Колесова, И. Петрова, Л. Сивцева, Н. Кошкарева, Н.Усманова, И. Прокопьева, А. Юшкевич, Г.Голдобина, З.Тирская. Высшая школа музыки – О.Кошелева; оркестр якутских национальных инструментов НТТ: Е.Ноева, А.Габышева. В.Нестерова также долгое время работала там и представляла республику во Франции и Польше. Сейчас она успешно работает в с.Майя, открыв и возглавив там класс скрипки, используя в работе прогрессивные методы.
Огромный вклад был сделан преподавателями И. Литвиновым и Т. Асеевой. Яркий личный пример и профессиональная компетентность И.А. Литвинова придавали новую артистическую значимость профессии – перед студентами был истинный талант исполнителя-солиста и концертмейстера симфонического оркестра ТВ и радио. Активность, личная концертная деятельность и энтузиазм педагогов послужили толчком к развитию и расширению контингента учащихся отделения.
Сегодня отделение может гордиться именами: Н.Усманова, А.Ларионова. Будучи студентами ЯМК(У) они неоднократно представляли свое училище в конкурсах и смотрах творческой молодежи Сибири и Дальнего Востока, впитывая культуру и общаясь на творческих форумах молодежи.
Многие выпускники отделения работают сейчас в других городах России: А.Ларионова – симфонический оркестр г. Иркутск; Е. Трускова – театр оперы и балета г. Екатеринбург; А. Сергиенко – г. Москва; И.Чжан – театр оперы и балета г. Ростов-на-Дону; С.Бакшаева – г. Красноярск.
В 2006 году по инициативе Л. Надобко студентки ОССИ Е. Власова и Е. Новгородова приняли участие в конкурсе молодых исполнителей в г. Красноярске, где достойно представили свой регион и прошли мастер-классы у ведущих профессоров.
Камерный ансамбль отделения, когда-то воссозданный И.А.Литвиновым, являлся творческой лабораторией, где студенты впервые получали навыки оркестрового и ансамблевого исполнения. Теперь он вошел в состав симфонического оркестра ЯМК(У). Благодаря сотрудничеству с педагогами других отделений существенно расширился репертуар ансамбля. Например, совместно с хором дирижерско-хорового отделения (худ. рук. С.Г.Антонова), преподавателями В.И.Колодезниковой и др. было исполнено знаменитое произведение Перголези «Stabat mater» (дирижер И. Литвинов). Позже, уже под руководством Е. Ноевой, – произведения А. Вивальди и В.А. Моцарта для флейты, клавирный концерт И.С. Баха. Также впервые были исполнены произведения Г.Ф.Генделя, Б. Бартока, И. Хандошкина. Ансамбль неоднократно принимал участие в фестивале «Золотые купола», «Музыкально-философские чтения», и других мероприятиях города и колледжа.
Преподаватели отделения прилагают возможные усилия к дальнейшему развитию профессионализма, а также пропаганде академических инструментов, классической музыки в северной республике, расширению рядов музыкальной интеллигенции. Задача и миссия педагогов прививать уважение к труду музыканта, любовь к музыке.