Версия для слабовидящих

Оперное творчество якутского композитора З.К.Степанова на примере оперы «Колыбельная». Доклад студентки 2 курса ОТМ Аиды Ивановой

19452020Доклад посвящен вопросам оперного творчества якутского композитора Захара Константиновича Степанова. Актуальность данной темы определяется малым количеством музыковедческих работ по оперному творчеству композитора. Основное внимание автор доклада акцентирует на образах войны, созданных в опере «Колыбельная».

Захар Константинович Степанов – первый профессиональный якутский композитор. Он внес большой вклад в развитие якутской музыки. Его произведения разнообразны, связаны с сюжетами и образами якутской культуры. Захар Константинович пишет практически во всех академических жанрах, затрагивая музыку народов Крайнего Севера. В пример можно привести: оперу «Колыбельная», мюзикл «Сказка старика Сэркээн Сэсээнэ», балеты «Волшебный Олень», «Ярахадана» и многие другие. Его творчество является эталоном якутской профессиональной музыки.

Данная тема интересует меня как исполнителя и слушателя. Произведение «Колыбельная», услышанное мною в театре, повлияло на выбор этой темы.

Актуальность: Захар Степанов – первый якутский композитор, академик, педагог. Он создал множество прекрасных произведений, одним из таких сочинений является опера «Колыбельная». Актуальность моей работы заключается в том, что оперу «Колыбельная» недостаточно рассматривали с точки зрения музыковедческого анализа. 

Цель исследования – познакомиться с оперой «Колыбельная», на основе анализа оперы, раскрыть идейную основу содержания оперы и взгляды композитора.

Гипотеза – в раскрытии содержания оперы «Колыбельная» композитор З. Степанов избирает аспект, связанный с памятью о погибших в Великой Отечественной войне.

Объект: творчество З. К. Степанова.

Предмет: опера «Колыбельная» З. К.  Степанова.    

Задачи:
1. Изучить литературу по теме работы.
2. Раскрыть творческий облик композитора.
3. Рассмотреть драматургию оперы.
4. Анализ музыковедческой и нотной литературы.

Творчество Захара Степанова является важнейшим наследием якутской национальной музыки. Для создания своих шедевров, он также открыл свой самобытный музыкальный стиль, отражающий основу музыкального мышления якутского народа. При огромном богатстве содержания и различии средств, все созданное им обладает типическими чертами, присущими творчеству композитора. Глубокое проникновение в интонационный строй народной песни, традиционного вокального и инструментального исполнения сформировало стиль его музыки, певческие традиции прочно отложились в сознании композитора. 

С 1972 года, после окончания консерватории, Степанов начинает интенсивно работать над своими произведениями, постепенно осваивая основные жанры классического музыкального искусства. Так, в 1974 году им была создана одночастная лирическая кантата, посвященная якутскому писателю П.А. Ойунскому – «Встреча с Ойунским». Также написана музыка к четырем драматическим спектаклям, это «Сердце солдата» И.М. Гоголева (1973), «Пока бьется сердце» С.П. Данилова (1973), «Шалун-Шалунищка» И.М. Гоголева (1977), «Манчаары» В. Протодьяконова (1978). В этот же период была создана симфоническая картина «Ритуальный танец шамана», ставшая визитной карточкой композитора (1976).

В 1980-е годы творчество композитора характеризуют крупные произведения симфонического жанра, отражающие образы пробуждающейся, цветущей природы и жизнерадостность бытия. Такая связь с природой у Захара Степанова сложилась с детства, к примеру, в его творчестве есть образы, тесно связанные с голосами детей и птиц. Сам композитор считает, что «…звучание ручья, шум дождя, гром, капель, рассветы и закаты – все это является прекраснейшей музыкой природы, которая вдохновляет и дает неисчерпаемый океан возможностей для создания музыкальных произведений» [1, с. 191]. Это показано в симфонической сюите «Северная праздничная» (1980), поэмы «Сватовство» (1981), «Зов солнца» (1982), увертюра «Радость» (1984), сказочные образы показаны в произведении для детей «Сказка старика Сээркээнэ».

В 90-е годы пишет музыку к драматическим спектаклям Якутского театра «Таю ищет солнце» (1990) и «Сватовство» (1992). Также концерт для тромбона и симфонического оркестра «Сказание олонхосута» (1997). Центральным произведением этого периода является оперетта «Анна есть Анна» на либретто П.Н. Тобурокова (1990), расширившая жанровые границы якутской музыки. 

В последнее десятилетие З. Степанов уделял очень много внимания жанру песни. Только с 2000 года у него появилось три песенных сборника: «Птички певучие», «Солнце источник жизни», «Чудесная природа». Продолжает разрабатывать тему великого якутского поэта П.А. Ойунского, подвергает новой редакции свою одночастную кантату «Встреча с Ойунским», которая позднее перерастает в эпическую ораторию «Славься, моя Якутия» (2003). Пишет хоровую сюиту «Радость Великой Победы» (2005) и реквием «Посвящение», написанный в память о любимой супруге – Марии Евстафьевны Степановой. Произведение пронизано скорбным характером, интонациями плача и отчаяния. Также создает крупное театрально-сценическое произведение – трехчастный балет «Ярхадана» по мотивам юкагирской мифологии на либретто Л.Н. Жуковой (2001).

В свои последние годы жизни оставляет произведения одночастные картины и фантазии «Танец цветов Севера» (2008), «Снежный человек Чучуна» (2009), «Танец удаганки» (2013), «Снежная пурга Арктики» (2014), «Эхо-Магия_Тайна мира» (2015) и другие.

Поистине знаковой в обширном творчестве композитора является его героико-лирическая опера «Колыбельная».

Опера «Колыбельная» З. Степанова была создана в 1985 году на либретто И.М. Гоголева к 40-летию Победы в войне 1941-1945 года. В 1987 году композитор сделал вторую, а в 1995 году третью редакцию оперы. Произведение было удостоено премии Союза композиторов РСФСР и премии им. Д.Д. Шостаковича.

В основу оперы положена реальная история якутской семьи Малгиной. О трагедии Февронии Николаевны Малгиной из Баягинского наслега Таттинского улуса, потерявшей на войне всех пятерых сыновей, написаны множество книг и очерков. Ее старший сын – Алексей Егорович I был известным в районе охотником, а второй сын Петр Егорович – кавалерист красной армии. Третий сын Алексей Егорович II был врачом. Младший сын Василий Егорович – фельдшер. Пятый сын Спиридон Егорович окончил сельскохозяйственный техникум и курсы офицеров в Читинской военной школе, был передовиком колхозного производства. Все они отдали свою жизнь за свободу Отчизны. 

Сюжет оперы такой, в мирную жизнь советских людей вторгается война. Мать провожает на фронт двух старших сыновей. Оба гибнут в бою. Наступает черед их младших братьев – мать их благословляет на выполнение священного долга. Но гибнут и три ее младших сына.

В опере два действия в четыре картины, по две в каждом действии. Обрамляют оперу Пролог и Эпилог. Тема колыбельной песни сквозной линией проходит через всю оперу, образуя строгую симметрию.

Например, тема Колыбельной песни показана в 3 картине оперы, в арии матери Кюбэйик. Мелодия песни скорбная, грустная, но в то же время нежная и слышатся теплые интонации голоса матери. Своей мелодией, ария Кюбэйик, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателя и позволяет установить тесную связь между исполнителем и слушателем, как в колыбельных песнях. Через эту арию слушатель получает представления о страшной сущности войны, как люди страдали от потерь, безысходности, это невозможно описать словами, а в арии композитор дает это прочувствовать.   
step01

step02
В Прологе тема колыбельной песни начинается в левой руке. Мелодия, проходящая в прологе имеет схожесть с арией матери Кюбэйик. Этому способствует, прежде всего, то, что эмоциональный фон создается благодаря спокойному, напевному и ровному исполнению, как в арии. 
step03
По своему содержанию все четыре картины Пролог и Эпилог, можно рассматривать как вполне закономерное чередование контрастных сцен. Каждая картина также неоднородна в характерном отношении и может быть поделена на две части. К примеру, первая картина состоит их двух контрастных сцен – сцены светлого праздника Ысыах и сцены после известия о начале войны.

Опера имеет номерную структуру и песенно-мелодический склад изложения. Небольшие симфонические эпизоды и примеры мелодизированного речитатива вводятся как дополнительная характеристика главных действующих лиц. Образ Родины, образ подвига и даже символично повышенный образ Матери – это основные тематические ядра оперы [1, с 56].

Тема Родины показана во второй картине, в арии Ивана, когда он   пишет письмо своей матери. Здесь, он поет о том, что сильно скучает по своему дому, по красоте родины, что он хочет, простой, мирной, спокойной жизни.
step04
Идея патриотизма, в опере, раскрыта Захаром Степановым очень сильно. Он обращает внимание на целый комплекс высоконравственных человеческих идеалов – верность родине и осознание патриотического долга, верность любви, мужество и бесстрашие, неиссякаемость материнской любви. 

В ней перемежается трагедийное и лирическое начало, она пронизана не только личными переживаниями, но и думами о судьбе Родины, любимого родного гнезда. Печальная, простая тема «Колыбельной» соединяет фрагменты оперы, сплачивает их. Столкновение контрастных музыкальных тем решает основной конфликт. На видное место поднят образ матери, хранительницы очага, связывающей понятие Колыбели с понятием Родины.

Композитор Захар Степанов проявил себя в опере как большой мастер вокальных, хоровых, ансамблевых сцен, как создатель крупного и законченного произведения, в котором соединились эпические и современные черты.

В «Колыбельной» нет деления персонажей на положительные и отрицательные. Все персонажи произведения положительные, ими являются мать Кюбэйик, Старик, братья Бэргэн, Дохсун, Кундэли, невестки, Командир и народ. Но все-таки отрицательный образ в опере присутствует – это коллективный портрет фашистов, он вводится лишь в заключительной четвертой картине как краткий эпизод действия. Фашисты окружают братьев и злорадствуют над ними. Злобные, безжалостные, бессердечные фашисты дополняют оперу красками, дают четкое раскрытие мысли и идеи произведения. Поэтому не возникает противостояния советских людей и фашистов, хотя во многих произведениях советских авторов именно такое противостояние образует главный драматургический стержень.

В произведении сильны черты оперы – олонхо, сформировавшиеся в театральных якутских композициях. В опере главным персонажем является Кюбэйик, вокруг которого объединяется все действия. Несмотря на то, что произведение сконцентрировано на мире чувств героини – матери Кюбэйик, акцент на ее моральном подвиге придает эпическую масштабность всему сочинению. Рассказ о войнах, сражениях, подвигах во имя народа близок к традиционным темам.

Черты эпоса проявляются не только в наличии центрального персонажа Кюбэйик, но и в разрушительной гибели всех героев, в повторяемости событий, а также в отсутствии персонификации отрицательных героев, в результате сам конфликт как бы вынесен за пределы действия, а о нем повествуют другие персонажи. В опере образ героини Кюбэйик фигурирует во всех картинах, в Прологе Эпилоге. В произведении личная трагедия человека приобретает глобальный характер, это показано в проводимой в эпилоге параллелью между матерью 5 сыновей, отдавших жизни за свою страну, родной землей как матерью народа и родиной – матерью, оплакивающий миллионы павших.

Трио вдов из оперы – один из самых трагических музыкальных эпизодов. Страдание, тоска молодых невесток главной героини Матери Кюбэйик, это по сути дела отчаянный плач по погибшим мужьям.

Драматургия спектакля выстраивается с помощью приемов повтора – дважды поет свою песню Кюбэйик, другая арка состоит из трех песен Старика, возникают переклички между второй и четвертой картинами, связанными с полем боя, между первой и третьей включающими сцену проводов, и между Прологом и Эпилогом. В опере 4 картины объединяются по сонатному принципу, где 1 и 2 картины выполняют роль главной и побочной партий сонатной экспозиции, 3 и 4 – динамической репризы, повторяя предыдущие на новом качественном уровне. Первая и третья картины, вторая и четвертая образуют сюжетные арки, имея при этом одинаковую внутреннюю структуру.

Лейтмотивность и лейт-характеристичность персонажей в двух ариях Кюбэйик и трех ариях Старика проистекают из принципа эпической повторности – арии каждого персонажа вариантно близки, мелодика и принципы ее развития сформированы на интонациях фольклора.

Таким образом, Захар Константинович Степанов вписал яркую палитру якутской музыки. Но его деятельность не ограничивается композиторской и преподавательской  работой, он был очень активным человеком. С 1972 года он является консультантом Дома народного творчества (ДНТ), который до его поступления в консерваторию, оказывал ему помощь и поддержку. Также являлся руководителем художественного совета ДНТ. С 1979 по 1989 года был заместителем председателя Правления и ответственным секретарем СК РС (Я). С 2000 председатель Правления СК РС (Я). Он неоднократно присутствовал на съездах композиторов СССР, РФ, участвовал в работе Пленумов, Дней культуры и искусства, в работе фестивалей и творческих встреч.

Музыка Захара Степанова изучается и исполняется в республике, в городах России и за рубежом. Его творчество является неотъемлемой частью и достоянием якутской музыкальной культуры. Опера «Колыбельная» необычайно красива своими мелодиями, точно и ясно показывает мысли и чувства автора. Композитор З. Степанов сумел показать в опере облик жестокой войны. Как люди ради своей родины были готовы на все. Оставляли дома своих детей, жен, матерей, сестер чтобы защитить свою родину, за ее свободу и ради светлого будущего своей страны. Жертвовали собой. Матерям, женам в тылу, тоже было нелегко. Они с утра до ночи делали тяжелую мужскую работу, чтобы обеспечить едой семью. Какого было больно на душе, отправлять на войну своих детей, мужей, зная, что они могут не вернуться. Эти женщины по настоящему сильны духом и ничем непоколебимы. Это все ярко показано в опере «Колыбельная».

Использованная литература:
1. Кириллина З.И. О музыке и музыкантах: сборник статей/ З.И. Кириллина. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 434 с.
2. Композитор Захар Степанов/ сост. З.И. Кириллина. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. – 40 с.
3. О Степанове З.К.: письмо Союза композиторов России к Министерству культуры и духовного развития РС (Я).
4. Потапова Л.К. Якутская музыкальная культура и ее деятели. – Якутск, 2000. – 168 с.
5. Саньяхова Н.И. Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие: исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: грамота, 2017, №10(84): в 2-х ч. Ч. 2. С. 140-144.
6. Саньяхова Н.И. Творить для народа…: очерки о жизни и творчестве якутского композитора Захара Степанова / Н.И. Саньяхова; отв. ред. канд. филол. Наук В. Е. Холмогорова; М-во образования и науки рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Аркт. Гос. Ин-т культуры и искусств», каф. Искусствоведения. – Якутск: АГИКИ, 2016. – С. 108: ил.; см. – Библиогр.: с. 41-43.
7. Информационная система «Музыкальная культура Сибири»: произведение – Биьик ырыата. – Новосибирск, 2020.