15 июня на главной оперной сцене республики состоялась премьера первой якутской музыкальной комедии «Тиэтэйбит» («Поспешивший») по одноименной комедии Николая Неустроева. Музыка и либретто новой постановки принадлежат автору шести опер и шести балетов, члену Союза композиторов РФ и РС(Я), заслуженному деятелю искусств РС(Я) Владимиру Ксенофонтову. Руководил спектаклем главный режиссер ГТОиБ РС(Я), заслуженный артист РС(Я) Прокопий Неустроев.
Комедийная пьеса «Тиэтэйбит» была написана первым якутским комедиографом Николаем Неустроевым в 1925 году и повествовала о нравах дореволюционной жизни в глухой северной глубинке. Через год она была издана в сборнике «Саха комедиялара» («Якутские комедии») и сразу же получила широкую популярность.
Исследователь творчества Николая Неустроева, доцент СВФУ, заслуженный работник образования РС(Я) Василий Никитич Протодьяконов в одной их своих статей писал: «Неустроев создал жанр якутской комедии. Развитие комических образов в его пьесах постепенно доводится до крайней степени абсурда. Так, в пьесе «Тиэтэйбит» Омуннаах Уйбаан (Взбалмошный Иван), по дороге второпях сосватав новую жену Аллаах Алаппыйа (Агафью) и возвратившись домой видит, что дома его ждет якобы «умершая» жена, да еще поносит его последними словами. Это действительно становится ударом для «поспешившего» Ивана. Можно отметить, что здесь у Неустроева имеются и черты трагикомедии».
Положить на музыку известную в народе трагикомедию стало действительно трудной задачей для композитора Владимира Ксенофонтова. В качестве либретто он использовал текст комедии Неустроева и при этом не изменил ни слова. Таким образом, композитор столкнулся со сложной задачей написания музыки на прозаический текст и, надо отметить, что с этой проблемой он справился вполне.
Кроме интереса к жанру комедии, у Владимира Васильевича была еще одна причина обращения к творчеству Николая Неустроева. Он исполнил последний завет своего отца, – Василия Саввича Ксенофонтова. В середине прошлого века известных якутских писателей, – Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова и Николая Неустроева, – объявили врагами народа. Отец композитора в то время был директором Далырской средней школы. Он наотрез отказался вычеркнуть их имена из учебников якутского языка, вследствие чего был подвергнут годичному домашнему аресту. Прошло время. Василий Саввич завещал сыну, чтобы тот написал музыку на произведения этих трех писателей: «... и тогда ты станешь действительно народным композитором».
Исполняя завет отца, Ксенофонтов написал оперу «Өй, Сүрэх икки мөккүөрэ» («Спор между умом и сердцем») по поэме Кулаковского, вокальную поэму «Кини» («Он») и балладу «Миигин то5о ыллаппаккыный?» («Почему не даешь петь?»), посвященные творчеству Софронова-Алампа. В 2015 году исполнилось 120 лет Николаю Неустроеву. Готовясь к этой знаменательной дате и исполняя завет отца, Владимир Ксенофонтов после трех лет упорной работы представил на суд зрителя первую якутскую музыкальную комедию.
Спектакль «Тиэтэйбит» состоит из двух картин и взаимосвязанных между собой сцен. К началу действия подготавливает оркестровая увертюра, которая была исполнена симфоническим оркестром театра под руководством бессменного интерпретатора якутской театральной музыки, дирижера ГТОиБ, заслуженного деятеля искусств РС(Я) Алексея Платоновича Унарова. В увертюре изложены основные лейттемы комедии. Сначала прозвучал и сразу запомнился мотив Омуннах Уйбаана в стиле дэгэрэн ырыа, который сопровождает главного героя на протяжении всей комедии. Затем «вплыла» лирическая, женственная мелодия красавицы Агафьи. В манере дьиэрэтии ырыа прозвучала тема «тестя» Петра. Закончилась увертюра музыкальным образом попутчика Федора, обладающего нравом решительным и деловым. Впоследствии именно он обличит обман и хитрые уловки взбалмошного Ивана.
Действие первой картины происходило в избе старого хозяина Куос Буотур (Гостеприимный Петр), у которого всегда накрыт стол для гостей. Следует отметить удачное сценическое решение спектакля, созданное талантливым театральным художником, отличником культуры РС(Я) Марьяной Оконешниковой. После поднятия занавеса заполненный зрителями зал громкими аплодисментами выразил одобрение увиденному: классическая якутская зимняя изба с нарами вдоль стен, нехитрой утварью и камельком посередине.
В комедии приняли участие десять персонажей. Главную роль активно и энергично исполнил отличник культуры РС(Я) Александр Донской. Публика вполне приняла хорошо знакомый образ «Поспешившего» Уйбаана. На наш взгляд, роль подходит артисту идеально. Именно таким должен быть этот персонаж, – неуемный, хвастливый, сначала делающий, а потом только задумывающийся над своими поспешными поступками. К тому же тембр голоса певца, близкий к национальной манере пения, подходит для звучания именно в национальной музыкальной комедии. В целом, следует отметить, что все артисты ответственно подошли к исполнению своих ролей, играли с полной отдачей, создали колоритную атмосферу дореволюционной якутской жизни.
Заслуженному артисту РС(Я) Владимиру Павлову вполне удалась роль старика Петра, которую он исполнил с большим достоинством и мастерством. Петр имеет развитую музыкальную характеристику, сравнимую с количеством вокальных сцен Уйбаана. Следует так же подчеркнуть, что текст, произносимый Петром, был на порядок яснее и понятнее. Позднее зрители в возрасте жаловались, что речь персонажей не всегда слышна. К тому же в программке отсутствовал перевод сюжета комедии на русский язык, поэтому зрители, не владеющие якутским языком, испытали определенные трудности. Возможно, в данном случае могло бы помочь электронное табло с переводом текста, которое недавно было использовано во время исполнения оперы «Аида» на итальянском языке.
Если в классической опере персонажи изъясняются только вокально, то в музыкальной комедии встречается пение и устные диалоги. Премьера представила оперных певцов с другой стороны, а именно как драматических артистов. Их комедийные таланты привлекли внимание и порадовали зрителей.
Заслуженная артистка РФ, народная артистка РС(Я) Айталина Афанасьева-Адамова достоверно и точно передала образ хозяйки Марины, – женщины мудрой, деловой, держащей в своих руках все хозяйство. Переваливаясь с боку на бок, Марина зорко следит за безмолвной прислужницей (заслуженная артистка РС(Я) Анна Дьячковская), не дает спуску внучку (артист Николай Ефимов), властно руководит всем домом.
Настояшая комедия началась, когда на сцену «вплыла» Аллаах Алааппыйа (Агафья). Эту партию с блеском исполнила заслуженная артистка РС(Я) Анегина Дьяконова. Медовый голосок, мягкая походка совсем свели с ума главного героя. Восторженным «дьэ-буо» новоиспеченного «жениха» Омуннаах Уйбаана заканчивается первая картина.
Во второй картине знакомимся с домочадцами Ивана. Роль сварливой, вечно «умирающей» жены Уйбаана сыграла дипломант международных конкурсов Зинаида Колодезникова. С длинной трубкой, постоянно кашляющая Авдотья на чем свет стоит клянет своего пропащего муженька. Гнусавый говорок упрямого братца Семена в исполнении народного артиста РС(Я) Григория Петрова периодически вызывал волны смеха в зале. По-детски наивно и достоверно сыграла роль дочурки Марьи молодая солистка оперы Мотрена Семенова. Наконец после выяснения отношений выходит наружу вся ложь и хитрость Омуннаах Уйбана. Итог комедии: «Поспешишь – людей насмешишь!»
Публика вполне приняла новое прочтение хорошо известной театральной комедии. Родные и друзья Николая Денисовича Неустроева поблагодарили автора, режисера, дирижера и всех участников спектакля, вручили цветы и памятные подарки.
На якутской оперной сцене появился новый жанр – национальная музыкальная комедия. Надеемся, что он получит дальнейшее развитие и в скором времени якутский зритель познакомится с новыми произведениями в этом жанре.
Кандидат искусствоведения, доцент,
ответственный секретарь СК РС(Я)
Чаянда Кимовна Скрыбыкина