Версия для слабовидящих


Notice: Undefined variable: slidescaption1 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 154

Notice: Undefined variable: slidescaption2 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 157

Notice: Undefined variable: slidescaption3 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 160

Notice: Undefined variable: slidescaption4 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 163

Notice: Undefined variable: slidescaption5 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 166

Notice: Undefined variable: slidescaption6 in /var/www/vhosts/yamuscol.ru/httpdocs/templates/meembo-red/index.php on line 169

Роль М.Н. Жиркова в формировании музыкального образования в Якутии

Начавшееся с присоединением к России в ХVII веке влияние европейских традиций на якутскую культуру осуществлялось через деятельность духовной епархии, политических ссыльных, переселенцев, редких музыкантов-гастролёров, и долгое время не вносило существенных изменений в художественную жизнь якутов и других северных народов.

Главным проводником русской профессиональной духовной музыки до последнего десятилетия XIX века была православная церковь. Якутская епархия создала сеть духовных учебных заведений, широкую настолько, насколько это было возможно на огромной, слабо заселённой территории.

Вместе с богослужением в быт якутов внедрялась русская духовная музыка, было положено начало музыкальному образованию, организована подготовка учителей пения, певцов и регентов для церковных хоров. Лучшие выпускники духовных учебных заведений направлялись для продолжения музыкального образования в Придворную певческую капеллу в Петербурге, в Московское синодальное училище, как, например, И.Вологдин, И.Винокуров (в дальнейшем известный регент Якутского архиерейского хора Якутской епархии). В Московской консерватории учился первый скрипач-якут В.Свинобоев, также получивший первоначальные музыкальные знания на уроках пения в духовной школе. Выпускники духовных учебных заведений возглавляли хоровую работу в разных районах Якутии как в духовной, так и в светской сфере. Наиболее известные из них — И.Горохов, Ф.Корнилов , Н.Никифоров, А.Охлопков, В.Тархов. И.Харитонов. И.Шалаев. Е.Фролов и др. После революции духовные учебные заведения были закрыты, другие формы обучения музыке, в том числе и в системе народного образования сложились не скоро, в результате наметившаяся линия обучения музыке оказалась прерванной.

Преемственность с дореволюционным периодом после революции проявилась иначе, в деятельности регентов и певцов духовных хоров, общественных объединений интеллигенции. Так, бывший регент Архиерейского хора И.Харитонов стал советским служащим, работал с хором, выступая в Якутске и других городах. Как хормейстеры и организаторы музыкальной жизни в 20-30-е годы проявили себя выпускники духовных учебных заведений А.Скрябин и Ф.Корнилов. Они сформировали первые хоровые коллективы нового типа, как чисто светские, исполняли с ними революционные, народные, первые советские песни, занимались записью народных песен и даже их изучением (Ф.Корнилов), результатом чего стали первые изданные сборники народных и авторских мелодий.

Деятельность первых немногочисленных активистов хоровой культуры не могла решить всех задач, стоявших перед молодым, только ещё зарождающимся якутским профессиональным искусством. Нужны были новые силы и условия с тем, чтобы поднять эту работу на должный организационный и исполнительский уровень. Потребность в них диктовало само время всё более интенсивно развивавшегося самодеятельного хорового исполнительства, одновременно оно создавало среду, выдвигавшую новые яркие имена. Воспитанные на ценностях народного искусства, соприкоснувшиеся с европейским через деятельность «Кружка малороссов», общества «Бывших политических ссыльных и политкаторжан», концерты, устраиваемые музыкантами, приезжавшими из других регионов России, они пошли по пути преобразования художественной жизни якутян. Особое место в этом процессе занял М.Н .Жирков.

Музыкально-общественная деятельность М.Н.Жиркова с середины 30-х до начала 50-х годов чрезвычайно обширна, разнообразна и результативна. Он — первый профессиональный композитор Якутии, фольклорист, исследователь, организатор ряда музыкальных коллективов и учреждений (музыкальной части и национального якутского хора при Якутском драматическом театре. Музыкально-вокального коллектива, Якутского музыкального театра-студии), научной работы в области искусства. В комплексе все сферы его огромного труда часто превышали его музыкантские, да и просто человеческие возможности и значительно сократили срок его земного бытия. Попытаемся охарактеризовать некоторые сторона его обширной деятельности.

Горячее желание Жиркова посвятить творческую деятельность становлению л развитию якутской профессиональной музыки необходимо рассматривать как проявление общей тенденции культурного развития народа, выражавшейся в тяготении к высокому профессиональному искусству европейской традиции. Жирков трудится неустанно всю жизнь, но особенно плодотворно в области искусства — последнее пятнадцатилетие (1936-1951 гг.), которое складывается в панораму ярких событий, поисков, находок и разочарований. Его жизнь была полна не только побед, но и горьких минут творческого бессилия, несправедливых упреков коллег и руководства, переосмысления своих твоих творческих устремлений и ориентиров, тяжелых раздумий. Сама его деятельность не всегда получала должную оценку, а искания оценивались неадекватно.

Несомненно, поздний приход к профессиональной музыкальной деятельности, упущенное время для полноценного образования ограничили перспективы его роста как композитора, Жирков понимал это и, попробовав себя в инструментальных жанрах, сосредоточил усилия в области сольной и хоровой песни и музыкально-сценических жанров, прибегнув при этом к соавторству с Г.И. Литинским. Заметно особое отношение Жиркова к хоровому искусству. Это подчёркивается тем, что свою организационную исполнительскую и композиторскую деятельность он начинает в качестве художественного руководителя якутского национального хора (с 9 декабря 1936 г.).

Создав первоначально небольшой коллектив, Жирков совершенствует его, доводит численный состав до 29 человек (9 сопрано. 7 альтов, 4 тенора, 9 басов). Хорошая ориентация в вопросах хороведения, аранжировки, владение вокальной технологией, знание достоинств якутских традиций вокализирования и в целом народной, песни позволили, создать интересные хоровые обработки и другие хоровые сочинения, способствовали в последующем многочисленных развёрнутых хоровых сцен в операх «Ньургун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр», написанных в содружестве с Г.И. Литинским.

Деятельность созданного Жирковым хора предусматривала первоначально подготовку певцов из артистов якутской драматической труппы, они, в сущности, и составили основу коллектива, а вся работа строилась с учётом постановок спектаклей. В числе первых хористов были Д.Ходулов, В.Саввин, П.Решетников, В.Петров — в будущем широко известные якутские драматические артисты.

Постепенно хор пополняется талантливой молодёжью из числа учащихся музомастерской, участников художественной самодеятельности. Сочетание общего художественного развития со специальной вокальной подготовкой, которую получали певцы хора, воспитало ряд известных в дальнейшем первых якутских вокалистов, таких как А.Егорова, Е.Захарова, Н.Харитонов. Хор довольно быстро осваивает многоголосное пение и создаёт основу для воспитания национальных кадров, хотя далось это нелегко: многие хористы, как отмечал Жирков, обладали ограниченным диапазоном голоса, слабой слуховой восприимчивостью в новой для них системе интонирования и долго осваивали музыкальную грамоту, испытывая большие трудности при вхождении в репертуар. В этих сложных условиях Жирков стремился решить две основных задачи — увеличить состав хора, приглашая всех желающих, и добиться существенного роста исполнительского мастерства. Основной опорой в этих поисках становились для него народные певцы, лучшие исполнители народной песни.
Став по существу учебной лабораторией, хор решал ряд задач по развитию якутского искусства в целом. Так, он обеспечивал возможность исполнения обработок народных песен и оригинальных сочинений Жиркова. Только за 9 месяцев с ноября 1936 года по июль 1937 года им было написано для этого творческого коллектива 57 сольных песен, аранжировано 33 песни. Для музыкального оформления драматических спектаклей сочинено 33 песни, дано 20 платных концертов.

Благодаря наличию хора появилась возможность систематического изучения народного песенного творчества, образцы которого «привозили» хористы. Изучая их, Жирков создавал своего рода музыкальную энциклопедию якутской народной песни.

Якутский национальный хор под руководством Жиркова способствовал распространению освоенных произведений по районам республики. Например, готовясь к 15-летию ЯАССР, анализируя собранный и написанный им материал, Жирков подчёркивал: «Этот репертуар должны петь все коллективы..., чтобы собравшись в один коллектив в 500-600 человек... продемонстрировать всё мощное... музыкальное творчество».

Успехи профессионального развития хора, появление обработок народных песен и других композиций сделали закономерным стремление к расширению средств музыкальной выразительности за счёт введения в коллектив инструменталистов. В этом вопросе Жирков находит единомышленников в лице З.Винокурова, А.Земмеля, П.Корнилова и др., составивших в 1937 году инструментальный ансамбль. Наряду с ними для решения технических трудностей при освоении текущего репертуара в 1938 году к работе хора были привлечены концертмейстер и педагог-вокалист, а сам коллектив значительно увеличился.

Рост исполнительской культуры хора, появление инструментального ансамбля позволили включать в репертуар наряду с народными и авторскими песнями произведения русской музыки. Примером служит концертная программа, посвященная 100-летию со дня гибели А.С.Пушкина, состоявшая из сочинений разных авторов и разных жанров на тексты поэта — хоры «Узник», «Зимний вечер», хоровые сцены из I и III действий оперы «Евгений Онегин» Чайковского, ряд песен русских советских авторов.

Как профессиональный музыкант, Жирков остро чувствовал необходимость совершенствования системы обучения приходившей в коллектив талантливой якутской молодёжи. Рамки хора становились тесными для воплощения его идей и творческих замыслов. Они сдерживались самим статусом хора как части театральной труппы. Артистов хора, которые в первую очередь были драматическими артистами, постоянно отвлекали от учёбы ради участия в спектаклях. Дефицит учебного времени серьёзно сказывался на качестве обучения. Жирков проводил занятия, выкраивая паузы между репетициями, постановками спектаклей и концертами.

Необходимы были новые формы организации всей жизнедеятельности хора. Первый шаг на этом пути виделся в том, чтобы преобразовать хор в самостоятельную структурную единицу, действующую на хозрасчётной основе. Изменение статуса хора, его превращение из национального якутского хора при драматическом театре в Государственный якутский хор произошло в июне 1933 года. Следующий шаг был сделан летом 1940 года. На базе хора создан Музыкально-вокальный коллектив — учебная студия.

Жирков поставил весьма актуальную для своего времени, одновременно сложную задачу готовить солистов, хор, балет, инструменталистов для будущего якутского оперного театра. С этого момента проявляется более явственно его талант преподавателя. Он разрабатывает концепцию подготовки музыкальных кадров в конкретных условиях Якутии начала 40-х годов, организует учебный процесс, ведёт предметы музыкально-теоретического цикла. С ним сотрудничают П.К. Розинская, А.Н. Клещёва, П.Г. Литвинов, В.П. Попов.

Перечень учебных дисциплин весьма обширен, включает актёрское мастерство, музыкальную грамоту, сольфеджио, ритмопластику, историю музыки и общеобразовательные предметы. Общее количество учебных часов включало 7432 по вокальной и 1920 по хореографической специальности.

В 40-е годы, когда вопрос подготовки музыкальных кадров становится особенно злободневным, на Жиркова возлагается обязанность разработать систему музыкального образования. Ему вменялось определять и прогнозировать дальнейшие формы обучения. Жирков предложил компромиссный для определённых конкретно-исторических условий вариант системы музыкального образования в республике, включающей все звенья. Низшее звено — детская музыкальная школа, открытие которой предполагалось в 1940 году; среднее образование должен был давать Музыкально-вокальный коллектив; высшее — якутские студии при Уральской и Московской консерваториях.

Известные события в стране, связанные с началом Великой Отечественной войны, помешали выполнению этого плана. Отсутствие финансирования отодвинуло решение вопроса о начальном и высшем звеньях. Некоторый прогресс наметился в стабилизации среднего звена — в Вокально-музыкальном коллективе. Здесь начинается обучение группы вокалистов по программе вокального отделения музыкальных училищ. Создаётся педагогический совет, куда вошли преподаватели М.Н. Жирков (история музыки), И.А. Каренин (ритмика, пластика), В.П. Попов (теория музыки, сольфеджио), П.К. Розинская (фортепиано). Г.М. Туралысов (уроки грима), Д.Ф. Фёдоров (мастерство актёра)

Усиливается учебно-воспитательная работа, концентрируется внимание на якутском оригинальном материале, растёт уровень творческой работы. Впервые определяются сроки обучения по вокально-хоровому направлению (артисты хора — 3 года, солисты — 5 лет), по хореографическому (5 лет для подготовки артистов балета).

Результатом работы коллектива стала постановка спектакля «Майская ночь» по повести Гоголя. Это был монтаж из фрагментов опер Римского-Корсакова, Лысенко, вокальных произведений других авторов и песен, составленный А.Ф.Костиным. Главные роли исполняли Е.Захарова (Панночка), Т.Местников (Каленик). Г.Кокшарский (Левко).
Спектакль вызвал довольно резкую критику, касавшуюся более всего трактовки и исполнения музыкальных образов, оркестровки, качества оркестрового исполнения, тем не менее, важен факт первого опыта реализации крупного спектакля силами учебного коллектива. Эта работа определила новые пути совершенствования подготовки кадров для будущего якутского оперного искусства. Правда, «Майская ночь» ставилась тогда, когда Музыкально-вокальный коллектив уже перестал существовать, он вошёл в состав Музыкально-драматического театра, образованного из слияния двух организаций — Якутского драматического театра и Музыкально- вокального коллектива.

Трудно сказать, что — удача или, скорее, неудача позволили ярко высветить серьёзные недостатки в учебном и творческом процессе. Несомненным было одно — необходимость закрепить имевшиеся положительные успехи, конкретизировать помощь правительства в развитии этих процессов, что способствовало бы успешному выполнению поставленных задач в области искусства. Это было рассмотрено, проанализировано и послужило в дальнейшем совершенствованию этой работы и созданию на основе Музыкально-драматического театра Якутского музыкального театра-студии, который начал своё существование с октября 1944 года.

Важной особенностью новой учебно-производственной структуры стало расширение перечня исполнительских специальностей, в частности, появление инструментальных классов (струнно-смычковых, духовых, ударных инструментов), увеличение количества учащихся. Так, общий приём в Театр-студию, проходивший в течение всего учебного года составил 88 человек, включая 28 хористов, 25 инструменталистов, 6 солистов, 29 будущих артистов балета с трёхгодичным сроком обучения. В среднем же учащихся было 70 человек. Среди них — ставшие в последующем выдающиеся исполнители: артист Л.Мекурдянов, солисты оперы М.Васильева, П.Кривошапкин, А.Новгородова, М.Попова, С.Гоголева.
Работа Театра-студии получает новую направленность по сравнению с музыкально-вокальным коллективом и Музыкально-драматическим театром. Только за первый, 1944-1945 учебный год было подготовлено два спектакля и три концертные программы. Жирков, занятый работой над оперой «Ньургун Боотур», находился в Москве и не принимал непосредственного участия в учебном процесс, но по возможности следил за его становлением и ходом учебных занятий.
Первый год из четырёхлетнего срока существования Театра-студии был самым трудным и, конечно, не мог дать только положительные результаты. Качество обучения, рост профессионализма не всегда удовлетворяли. Так, низкие показатели имела хореографическая труппа, оставленная на повторное обучение.

Второй учебный год был отмечен постановкой оперы-балета композитора А.Ф.Костина и балетмейстера И.А.Каренина «Кыhалык». Помимо авторов в постановочную группу вошли либреттист С.С.Васильев и художник Никольский. Комиссия, принимавшая спектакль, дала отрицательную оценку. Несмотря на серьёзные изъяны, поддержку спектаклю оказал Жирков, исходя из целей и задач театра, обучения и создания учебного репертуара, рассматривая спектакль, где использовались оригинальные якутские мелодии, как учебный материал, дававший возможность воплотить полученные учащимися теоретические знания и практические навыки, необходимые для дальнейшего освоения более сложных форм национального профессионального искусства. В данном случае мы видим пример бережного отношения Жиркова к каждому творческому начинанию в стенах Театра-студии — нового художественного явления в музыкальной жизни республики.

Творческое, а скорее — производственное начало взяло верх и в Театре-студии. Подготовка спектакля «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, законченного монументального полотна, требовала именно этого. Работа над оперой сказалась на дальнейшем обучении, на организации нового приёма студийцев и сохранении контингента учащихся.
Указанные обстоятельства, а также финансовые трудности разрушительного для области культуры 1948 года привели к закрытию этого учебно-творческого центра, как, впрочем, и ряда других театров Якутии. Рушилась очередная надежда М.Н. Жиркова.

Учитывая острейшую нехватку своих специалистов в республике, настоятельно ставился вопрос об открытии музыкального училища. Оно, наконец, было открыто в 1948 году на базе Художественного с отделениями пения, фортепиано, струнно-смычковых и духовых инструментов, хореографии. Сам М.Н. Жирков, к сожалению, не принимал участия в педагогической деятельности этого учебного заведения. Причин здесь несколько, главная из них — большая загруженность научно-исследовательской работой. Тем не менее, воплотилась в жизнь заветная мечта Жиркова развивать и совершенствовать национальное искусство посредством системной подготовки специалистов среднего звена — школа-училище-вуз.

Оценивая деятельность М.Н. Жиркова в области формирования хоровой и сольной вокальной культуры Якутии, музыкального образования необходимо, во-первых, отметить его огромный вклад в оперно-хоровое творчество, в котором, подобно гениальному М.И.Глинке, хоровыми средствами ярко обрисован образ народа. Во-вторых, огромную роль в деле подготовки первых якутских вокалистов, способных поднять национальное искусство до масштаба мирового уровня. В-третьих, неоспоримое первенство в вопросах прогнозирования и самого непосредственного участия в организации и становлении музыкального образования и разных форм коллективного музицирования. В-четвёртых, именно ему Якутия обязана появлением в последующем других жанров музыкального искусства, таких как оратория и кантата, камерно-инструментальные, симфонические жанры, развития и совершенствования форм хореографического искусства.
Благодарные потомки не забыли титанической работы М.Н. Жиркова. Его произведения, ставшие этапными в якутской музыке, звучат в народных массах, актуальны и любимы сегодня, являются эталоном для творчества якутских композиторов. В ознаменование его заслуг, увековечения памяти о нём имя Марка Николаевича Жиркова присвоено Якутскому музыкальному училищу, центральному звену по подготовке музыкальных кадров в республике, последнему детищу видного музыкально-общественного деятеля, созданию которого он тратил свои силы в течение долгих лет.

В.Г. Никулин.
Из книги «Марк Николаевич Жирков. К 100-летию со дня рождения.
Публикации. Статьи. Материалы конференции». — Новосибирск, 1994.

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen