Версия для слабовидящих

Вот и зрелость пришла...

kozlovsky60 лет назад в Якутске появилось новое учебное заведение, подобного которому ранее не было — Музыкально-художественное училище (ЯМХУ). В республике уже готовили преподавателей, медиков и механизаторов, но не музыкантов. Учитывая малочисленность тогдашнего населения Якутии и его столицы, такое решение можно считать довольно смелым шагом, тем более что профессионалов, способных учить, было ну очень мало. Решение было обусловлено планами правительства по массовому музыкальному образованию детей.

Училище появилось, но вначале там учили не всех, а только будущих певцов, а еще и танцоров или балерин. Так что правильнее было назвать его вокально-хореографическим. Лишь через год в нем появились отделения фортепиано, струнных и духовых инструментов, через два года — хоровое и народное и через пять лет — теоретическое. В общем 50-е годы стали временем постепенного превращения ЯМХУ в Музыкальное училище.

Музыкантов в Якутске было мало, почти все они работали в 2-3-4 местах, и преподавание в училище было для многих из них отнюдь не главным делом. Отсюда качество преподавания. К тому же, большинство студентов не имели никакой начальной подготовки, не говоря уже о предварительном обучении в музыкальной школе, т.к. она, школа, была одна на всю Якутию.


Трудно сделать из человека виртуоза, если он лет до 15-17 не брал в руки инструмента, на котором собирался учиться (это не касается духовиков). И хотя среди преподавателей были такие яркие личности как композитор А. Григорян, хормейстеры Ф. Баишева и М. Курганова, пианисты В. Супруненко и П. Розинская, но и им при таких условиях трудно было подготовить классных музыкантов. А потому 50-е годы были временем счастливого отрочества училища, но об успехах и великих достижениях никто и не мечтал. Начало перелома — 1958 год, когда художников и танцоров отделили от музыкантов и можно было, наконец, сосредоточиться на главном деле, а заведение назвать ЯМУ.

И 60-е стали временем возмужания, взросления и первых значительных успехов.

В начале десятилетия в училище появляются молодые, талантливые и амбициозные композиторы, пианисты и музыковеды с дипломами Московской консерватории: Г. Комраков, В. Кац, А.Лукина, уралец Н. Берестов, к ним добавляется ленинградец пианист и композитор Л. Вишкарев и резко поднимается класс подготовки по теории и фортепиано. Приходят яркие инструменталисты-баянисты: А. Соморов и Н. Кисленко, домристка Т. Зеленина, виолончелистка Н. Граковская, кларнетист М. Шутилов, флейтист Д. Тарбаев, хормейстер В. Птицын и, как следствие этого, вскоре студенты ЯМУ впервые заявляют о себе участием в исполнительском конкурсе в Новосибирске. В те же 60-е в училище приходит первое, пока еще немногочисленное, поколение преподавателей якутян, получивших образование в консерваториях страны. Певцы П. Кривошапкин и В, Сыллырова, хормейстер Т. Сафронова, тромбонист Н. Павлов и юные пианистки М. Иванова и А. Попова.

Студенты видели своих земляков, которые смогли получить высшее музыкальное образование, в том числе в знаменитых Ленинградской и Московской консерваториях, видели, что они уважаемы как профессионалы, и понимали — они тоже могут достичь того же. Это был мощный стимул, которого не было раньше. К тому же поколение шестидесятников было по своему духу поколением строителей, только строили они музыкальную культуру. Именно преподаватели ЯМУ стали создателями первой в Якутии филармонии (общественной, т.к. государственной еще не было). Они же и основные в ней исполнители, занявшиеся музыкальным просветительством. На рост профессионализма студентов училища влияли не только ее преподаватели и концерты филармонии: в училище считали своим долгом выступить с концертами все приезжавшие знаменитости. Пианисты Мержанов, Доренский, Наседкин (ученик самого Г.Г.Нейгауза!), баянисты Беляев, Казаков, скрипач Грач и другие. Огромную роль сыграл общеучилищный хор, созданный усилиями великолепного хормейстера, выпускника Ленинградской консерватории В. Птицына. Под его руководством были приготовлены и исполнены сложнейшие произведения, за которые не брался хор Якутского радио и телевидения.

Впервые студенты в таком количестве слышали классическую музыку в отличном исполнении, и это также оказывало сильное влияние на их профессиональный рост. Яркой, заметной фигурой в 60-е годы был новый директор, кларнетист Михаил Шутилов — выпускник Московской консерватории. Отличный исполнитель, веселый улыбчивый человек, он притягивал к себе студентов еще и отсутствием консерватизма в поведении и тем, что не считал зазорным играть в оркестре на танцевальных вечерах в клубах и в парке культуры. Тогда многие студенты, хоть немного умеющие играть, зарабатывали себе на жизнь такой работой. Но неприязненное отношение многих преподавателей к этому их стесняло. Шутилов показал, что нет пропасти между серьезной и легкой музыкой — важно не то, что играешь, а как играешь.

С конца 60-х выпускники ЯМУ стали поступать в разные консерватории страны, и не только по целевым направлением от якутского правительства (когда студент принимался даже при посредственной сдаче приемных экзаменов), но и по общему конкурсу.
В начале 70-х произошел переезд из старого здания на улице Дзержинского, располагавшегося между спортивной школой и магазином «Якутск», в другое старое здание — медицинского училища. В этот период уже более половины преподавателей были якутянами по рождению. Пианистки Н, Александрова, Н. Семеняга, А. Герасимова, Л. Иноземцева; баянисты Р. Борисов, В. Емельянов, И.Романов, Р. Крылова, балалаечница А. Каженкина и хормейстер А. Лебедкина, но особенно много было теоретиков. Все они — Г. Алексеева, Л, Потапова, З. Павлова, Р. Пудова, З. Кириллина, В. Докторова, Н. Николаева, композитор З. Степанов — вернулись в родное училище после учения в Дальневосточном институте искусств, Новосибирской, Уральской, Московской консерваториях и Института имени Гнесиных (второй неофициальной консерватории столицы). И все стали не только преподавателями, но и критиками, лекторами, ведущими концертов, некоторые занялись и научной деятельностью. Якутия получила целое поколение первоклассных профессионалов. Это десятилетие было очень успешным и противоречивым. С одной стороны никогда так много молодых людей не приходило в училище, и группы и выпуски не были столь многочисленными как в эти годы. Училищем руководила пианистка Л. Чухно (Кобякова), прекрасный человек и отличный преподаватель, в коллективе появилось много ярких и талантливых личностей, таких как пианистка Ю. Упхолова, балалаечник Г. Жильченко, домристка Л. Киселева. С одной стороны, коллектив раздирали противоречия, с другой, именно с 70-х стало привычным, что примерно пятая часть выпускников ЯМУ поступает в консерватории, что теперь оно само обеспечивает себя преподавателями, что ЯМУ уже работает «на экспорт», т.к. часть выпускников, после обучения в дальних весях, остается там же, вызывая удовлетворение их возросшей конкурентоспособностью, что теперь среди выпускников появляются первые аспиранты, что наши студенты выезжают на конкурсы и чаще бывают там не последними. Один из самых известных конкурсантов — первый из якутян участник и лауреат 1 премии Сибирского конкурса среди пианистов — В. Климин.

В промежутке с конца 60х и до конца века была создана мощная корпорация музыкантов, вышедших из стен училища и ставших гордостью нашей музыкальной культуры. Значительная часть оркестра и хора оперного театра, (и тогдашнего Якутского радио и телевидения), его солисты, среди которых А. Самсонов, С. Оконешников, М. Николаева, А.Алексеев, Н. Чигирева, А. Борисова, А. Адамова, М. Силина, Е. Машукова, О. Чемпосова, А. Тимофеева, А. Емельянов. Выпускники ЯМУ — это весь оркестр Театра танца, значительная часть оркестра и труппы Театра оперы и балета, оркестра Государственного цирка, ансамбля «Туймаада» (руководитель его — выпускница ЯМУ С.Иванова), Алданского государственного концертного оркестра, это преподаватели, доценты и профессора Высшей школы музыки, большая часть состава факультета исполнительских искусств Арктического института.

С 70-х годов начинает возвращаться в Якутию после обучения и новое поколение якутских композиторов: З. Степанов, В. Ксенофонтов, А. Сазонов, П. Иванова, В. Шадрин. А выпускницы 60-х годов — Г. Алексеева и Н. Николаева, занявшиеся этномузыкознанием, становятся кандидатами наук, а Г.Алексеева и доктором музыковедения, (теперь же список пополнился именами доктора искусствоведения А.Ларионовой, кандидатов Т.Тихоновой, А.Варламовой). В 80-е преподаватели училища были основными лекторами филармонии и музыкальными критиками якутских газет, ведущими теле- и радиопередач. Некоторые из них были создателями Якутского музыкального клуба и учредителями первых в Якутии джазовых и роковых фестивалей.
Конец века — время достижений и, в известной мере, застоя, который поразил тогда многие области деятельности. Это же время когда ЯМУ впервые получило новый дом, построенный для него. Изначально училище находилось в местах, не предназначенных для занятий искусством: больница на улице Дзержинского, общежитие медицинского училища на улице Лермонтова, потом бывшая школа № 2, замечательное, но маленькое здание на улице Ярославского. И хотя новое здание училища начали строить в 60-е годы, лишь в 1992 оно, наконец, было сдано. История какого-либо учреждения — это люди, дела, иногда его облик, вид. Одни идут в Парижскую оперу насладиться музыкой, другие — увидеть эту архитектурную достопримечательность города. Якутский музыкальный колледж не восхищает своей архитектурой образца типового стиля 60-х, но его размах трудно не заметить и, главное, там теперь, наконец, хватает места для работы и есть концертный зал. Зал с акустикой лучше чем, в оперном театре, школе искусств или цирке. Правда, история движется по спирали и спустя 40 лет под одной крышей живут художники и музыканты, а в 90-е годы в ЯМУ размещалось еще и балетное училище.

Сегодня ЯМХУ превратился в Якутский музыкальный колледж, который занимается тем же самым делом, но уже с размахом и на таком высоком уровне, который трудно было представить в начале пути. История — это в том числе ответы на вопросы: что, кто, где, когда. А на новом витке спирали — и новые имена. Представим их: молодой специалист Ч.К.Скрыбыкина, заняла I место в конкурсе «Учитель года» среди ССУЗ Якутии и I место в конкурсе «Учитель ССУЗ — 97» в Дальневосточной зоне (и буквально недавно защитившая кандидатскую диссертацию). Победителями республиканского конкурса «Учитель года» также были: Карман С.В., Белоусова И.А., Слепцова И.В. 165 студентов стали лауреатами и дипломантами 29 конкурсов различного статуса, проходивших в Москве, Новосибирске, Владивостоке, Красноярске, Саратове.

Лауреатами международного конкурса в Пекине являются молодые преподаватели народного отделения Пикутская Л.Ю.(домра) и Пикутский Н.В. (баян).

Хор училища «Сардаана» (рук. Антонова С.Г.) является лауреатом Всероссийского и Международного конкурсов хоровой музыки, лауреатом Всероссийского видеоконкурса «Золотой камертон».

Фольклорный ансамбль «Айархаан» (рук. А. Дегтярева) стал лауреатом Всероссийского этно-рок фестиваля «Табык», I Международного фестиваля «Хомус-музыка дружбы» и обладателем Гран-при II Международного фестиваля-конкурса этнических культур Сибири «Саянское кольцо» (Красноярск).

С 1990-х годов студенты ЯМУ принимают участие в Республиканских конкурсах: «Новые имена Якутии», «Юный виртуоз», «Поющие струны Якутии», «Поющая Туймаада», занимают призовые места, становятся лауреатами. Студентка Е.Бутырина (класс Л.П.Киселевой) стала лауреатом международного конкурса во Владивостоке (2001 год), студент 4 курса ОНИ А.Сироткин (класс Р. Борисова) стал лауреатом двух международных конкурсов исполнителей на народных инструментах во Владивостоке и Красноярске (2004). Боярский В. (класс Пикутского Н.В.) — лауреат международного конкурса «Надежда» в Красноярске (2004). Лауреатами международного конкурса молодых музыкантов исполнителей во Владивостоке в разные годы стали Ломовцев П. (флейта, 2003), Тимофеева А. (вокал, 2000), Разуков В. (вокал, 2003). Пианисты С.Пестерева, А.Барабанова, лауреаты международного конкурса в Австрии, А.Слепцов — дипломант международного конкурса в Киеве (2006-2007 годы).

Студентка вокального отделения Колодезникова З. не раз становилась лауреатом и дипломантом российских и международных конкурсов, в том числе 5 премия международного конкурса «Bella Voce». В 2006 г. вокалистка Екатерина Захарова стала обладательницей 3 премии регионального конкурса в Новосибирске, а в 2008 г. получила диплом международного конкурса в г. Тольятти.

Новейшая история нашего колледжа характеризуется тем, что, сохраняя классические направления подготовки музыкантов, мы обращаем внимание на требования современности. Прежде всего, это выражается в профессиональной мобильности наших выпускников, значительная часть которых поступает в высшие учебные заведения по таким направлениям, как: музыкальная журналистика, искусствоведение, культурология, звукорежиссура, музыкальный менеджмент.

В 1948 году правительство республики рискнуло — и не зря. По числу профессиональных музыкантов, исполнительских коллективов и учебных заведений наш город, если не впереди планеты всей, то уж точно в России — это один из самых музыкальных городов с населением в четверть миллиона. И большая заслуга в этом юбиляра. До начала 90-х годов в Якутии только музыкальное училище готовило профессионалов, там наши корни. И об этом надо помнить!