Версия для слабовидящих

Специальности

53.02.05. «Вокальное искусство». Специализация «Cольное и хоровое народное пение»

Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы, собеседование по специальности;
в) сольфеджио (устно).

Специализация «Сольное и хоровое народное пение» обеспечивает подготовку специалистов со средним профессиональным образованием с квалификацией преподаватель фольклора в ДМШ, артист ансамбля (курс обучения 3 года 8 месяцев).
Фольклорное отделение принимает молодежь после окончания средней общеобразовательной школы, без музыкальной подготовки (возрастной контингент с 16 до 20 лет). Особое внимание при наборе на фольклорное отделение уделяется наличию природных данных, в особенности умениям и навыкам в области традиционного народного пения. Это желание и умение петь в народной манере с кылысахом, исполнение произведений в различных жанрах фольклора, владение игрой на традиционном якутском инструменте хомус, умение импровизировать, генетические данные (удьуор утума), проверка музыкальности (ритм, слух, память).

Исполнение сольной программы. Собеседование по специальности
Абитуриенты специализации  «Сольное и хоровое народное пение» должны исполнить сольную программу по следующим требованиям:
1.  Художественное слово (уус-уран аа5ыы)
2.  Тойук
3.  Чабыр5ах
4.  Осуохай
5.  Игра на национальном музыкальном инструменте хомус.

Примерная программа

1. Художественное чтение (уус-уран аа5ыы); жанр по выбору абитуриента

I вариант
Стихотворение на любую тему. Хоhоон – ритмнээх музыкальнай строкаларынан оноhуллар кыра уус-уран айымньы.
Холобур:
Бу куну кордорбут, ийэкэм, бырастыы!
Эн буорун урдугэр кэриэспин этэбин
Эн ииппит сурэххин норуоппар биэрэбин
Бу – ийэм сытаахтыыр, кэриэс буор, бырастыы!
П. Слепцов-Ойуунускай,
Ийэм Дьэбдьэкиэй унуо5ар, 1937

II вариант
Баллада – сюжеттаах хоhоонунан айымньыга историческай событиены туойуу, ардыгар фантастическай ис хоhооннонуон соп.
Холобур:
Хоту дойду халын иhирик тыатыгр,
Тыаhаабат уулаах тыымпы куол са5атыгар
Саас аайы кэлэн икки кыталык туhэллэрэ
Кун сиэркилэ кулугэр кулуктэрин корунэллэрэ.
Бу орто дойдуга суох этилэр быhыыта
Кинилэр курдук улуу дьоллоохтор
Кинилэр курдук конул дуол коччук о5олоро.

Арай биирдэ алдьархай ааннаабыта
Ханнык эрэ халлаан киhитэ
Ол ытык кыыллары кынаабыта…
И. Алексеев, Икки кыталык

III вариант
Кэпсээн – эпическэй корун кыра формата, герой оло5ун биир эмит тугэнин ойуулаан, характерын бэлиэ орутун арыйар. Холобур, А.И.Софронов-Алампа «Куораччыт» (1927), Н.Д. Неустроев «Ыйдана» (1926), П.А. Ойуунускай «Улуу Куданса» (1929), А.А. Иванов – Кундэ «Марба» (1920), Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон «Олуонэ орус» (1926), «Аанчык» (1927) уо.да быhа тардан.

IV вариант
Ода – орогойдоох, уруйдуур – айхаллыыр, кимиэхэ эмит (историческай личноска) анабыл хоhоон.

V вариант
Угэ – кыылларынан сирэйдээн, ханалытан дьон итэ5эhин кулуу гынар хоhоонунан суруллубут сюжеттаах кэпсээhин. Кини аллегорическай ис хоhоонноох, сотирическай пафостаах, сыты, бэргэн тыллаах – остоох айымньы. Холобур:
Кундэлэс кун уотуттан
Комус моhуурэ курдук
Кулумнуу умайбыт куоннээх
Кутур улахан
Куолтэн тахсан,
Ырбайбыт айахтаах,
Ынайбыт истээх,
Тырайбыт атахтаах,
Тымныы эттээх
Ба5а уон ба5айы
Бадараан устун
Бал – пал туhэн,
Куогэйэн хамсыыр
Куох от диэки
Котон – ойон истэ.
С. Саввин – Кун Дьирибинэ, Кобуохтуурун аанньа куох киhиргэс, 1930

2. Тойук (стиль дьиэрэтии)
а) Вилюйский вариант (из репертуара С.Зверева – Кыыл Уола, Н.Софонова, Н.Петрова, М.Петровой, Н.Осипова – Чоомуут и т.д.)
б) Приленский вариант (из репертуара У.Нохсорова, Г.Колесова и т.д.)
в) Собственного сочинения
г) Импровизация

— Народная песня (стиль дэгэрэн). Желательно продемонстрировать локальные традиции пения по месту жительства.

3. Чабыр5ах (по выбору)
а) Детский чабыр5ах (о5о чабыр5а5а)
Холобур:
Туйахайа,               Харахайа,
Тобукайа,               Муннукайа,
Бэрбээкэйэ,          Тииhикэйэ,
Суhуохэйэ,            Тылыкайа,
Сотохойо.             Куолайыга,
Уллуката,              Сурэхэйэ,
Самыыкайа.        Сулуукэйэ,
Саарыкайа.          Ханныкайа,
Тоно5оhо,             Баарыкайа,
Сиэликэйэ,            Буорукэйэ,
Ко5улукэйэ,            Кутуруга!
Кулгаахайа,
Г. Эргис, Очерки по якутскому фольклору, 1974

б) Былыргылыы чабыр5ах
Холобур:
Этэ5э – тэтэ5э,
Иэрэн – дьиэрэн,
Холкуй – илкий,
Кубулун – дьибилин,
Бадыа – будуо,
Бала5ан оонньуур.
Дар – дар сыар5а,
Дара5ына кээнчэ.
Хоочугур – быычыгыр,
Кулба5ым кутта5а,
Ко5уллээ5им кохсо,
Мо5отойум бута,
Оллоон буукка
Лас – лас,
Биир кэм
Лап – лаhыр5ас.
Из репертуара Г. Колесова, 1993

в) Билбит-кербут чабыр5ах
Из репертуара Я.В. Титова (1833-1916), уроженца Бахсытского наслега, Мегинского улуса.

4. Осуохай. Хороводный танец народа Саха, сопровождаемый песней-импровизацией, которую поет запевала, а мелодию подхватывают все участники хоровода.
а) Вилюйский вариант (классический) III этапа:

I этап – Вступление (киириитэ),
Оо – hуо – кай – дыыр
Оо – hуо – кай (7 слогов)
Ээ – hиэ – кэй – диир
Ээ – hиэ – кэй (7 слогов)

II этап – Основная часть (Сурун чааhа)
                Хаамыы ункуу (импровизация)

III этап – Танец прыжками (коту ункуу)
б) Олекминский вариант
в) Таттинский вариант
г) Найахинский вариант
д) Амгинский вариант
е) Верхоянский вариант.

5. Игра на национальном музыкальном инструменте хомус.
Абитуриент должен продемонстрировать навык игры на национальном инструменте хомус, применяя по выбору традиционные и инновационные методы исполнения композиций (Алаас ахтыл5ана, Обугэ кэриэhэ, Сааскы сарсыарда, Нуhаран ыйдана5а, Ыhыах туhулгэтэ, О5о эмньик саастарым, Кыыдааннаахай кыhыммыт уо.д.а.)
Требования к игре на хомусе
а) При исполнении произведения соблюдать ясность и четкость произношения звуков (бутэй, аhа5ас дор5ооннору, тылы, этиини ыраастык, чуолкайдык санарыы, ыллааhын)
б) Владение навыком правильного ритмичного дыхания (сана уоруйэхтэрин, сана тэтимин сопко туттааhын)
в) Оценивается умение ярко образно представить художественный образ, основное содержание исполняемого произведения (толорор айымньы ис – хоhоонун, образтарын ситимин быспакка куолас араас дэгэтин туhанан итэ5этиилээхтик истээччигэ тиэрдии)
г) Артистичность.
Все исполняемые произведения должны соответствовать программе общеобразовательной средней школы по якутской литературе.

Собеседование проходит во время экзамена по специальности. Абитуриент должен прийти на экзамен в национальном костюме. Он должен иметь представление о генеалогической таблице своих предков. На собеседование по специальности абитуриент должен принести с собой похвальные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, удостоверяющие об участии и получении призовых мест на зональных, республиканских, российских и международных фестивалях, конкурсах по традиционному фольклору.

Сольфеджио
Абитуриент сдает устный экзамен по сольфеджио:
Для поступающих без музыкального образования
1. Исполнение песни a'capella (ф-но)
2. Спеть звук, сыгранный на фортепиано
3. Повторить мелодию
4. Определить количество звуков
5. Повторить ритмический рисунок
6. Определить популярную мелодию по ритмическому рисунку
Для абитуриентов, прослушавших консультации
1. Выписать данные ноты на нотном стане
2. Спеть наизусть данную мелодию с названием нот
3. Чтение ритмического рисунка (простой размер, 4 такта)
Для поступающих с музыкальной подготовкой
1. Устный мелодический диктант (повтор мелодии нотами)
2. Спеть 3 вида мажора или минора
3. Спеть данные интервалы
4. Построить и спеть данный гармонический оборот
5. Чтение с листа с дирижированием